Проекты > Лекционный зал > Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 2

Конспект лекции

1 2 3 4 5

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 2

«Стоглавый собор» или первая попытка фиксации русских традиций

Стоглавый собор, говоря о русских попытках регулирования религиозной жизни бывших, до раскола, обычно вспоминают два главных фактора: книжное исправление и, собственно говоря, те церковные такие изменения или попытку нормализации церковной жизни, которая произошла в ходе великого церковного собора 1561 года, который носит название Стоглавого. Начать нужно, конечно, со Стоглавого собора, потому что хронологически это раньше. 
Собственно говоря, что такое Стоглавый собор? В условиях XVI века, когда Россия фактически осталась единственной православной страной – это мы сейчас привыкли считать, после войны и так далее, что сейчас есть много православных стран, там, Болгария, Сербия, Греция и так далее, тогда никаких этих стране не было, была Османская Империя, в которой были отдельные народы на разной степени бытования православных обычаев, но без серьезных таких церковных структур и уже, тем более, без больших каких-то попыток заглядывания в будущее, – Россия была единственной хранительницей православных традиций. 
И в связи с этим главной задачей своей она видела консервирование, сохранение – но консервирование разумное, не бессмысленное, собственно, бессмысленное консервирование – это такой абсурд, которого нигде никогда не было, кроме как в головах у тех кабинетных консерваторов, – конечно, государственная власть, политика смотрела на свою задачу, как на сохранение того наследия, которое досталось нам от Византии. И в этом смысле Стоглавый собор как раз пытался привести церковную жизнь в согласие с вот этими традициями и заветами церковной старины и снять вот те наслоения, которые возникли в церковной жизни благодаря неусердию и различным каким-то другим процессам в церкви. Вспоминают обычно несколько главных вещей, в частности, двуперстие. Собор этот канонизировал визайнтийско-русский способ перстосложения, а именно двуперстие, признав, что остальные перстосложения являются неверными и те, кто ими крестит, должны находиться под церковным проклятьем. 
Что это значило? Все остальные формы перстосложения, будь то щепоть – так называемое трехперстие или какие-то другие формы, в основном бытовали на территории юго-западной Руси, которая находилась под влиянием Брест-Литовской унии. Поэтому вот эти вот, западное по своему происхождению, троеперстие, которое вводилось в Византии, потом из Византии стало, после того как Византия была завоевана крестоносцами, проникать шире, среди народов, которые были от нее зависимы, и отчасти прямо с Запада, среди народов которого миссия осуществлялась западным миссионерами: Болгария и так далее, отчасти. И вот нужно было поставить им препон, для того чтобы сохранить собственный мир, собственную идентичность. В этом смысле, вот этот запад – то, что мы сейчас называем Малороссией, Украиной – не включался в этот мир, а включался во внешнюю периферию, с которой приходили люди, которых нужно было каким-то образом принимать. 
И в этом смысле то, что в начале XVII века было такое установление – крестить всех этих людей, поскольку крещение их непонятное, а именно скорее всего связанное с западным обычаем вместо крещения, в котором слово «крещение» означает погружение в воду, поливать, то это тоже семантическая революция. Мы говорили о семантических революциях, очень важных. Вот здесь произошла очень важнейшая вещь: в западном христианстве в какой-то момент произошла десемантизация этого слова «крещения». «Крещение» обозначает погружение чего-то внутрь, то есть глагол «vafo» или «baptismo» обозначает, как, например, есть, как вы знаете, поливной способ крашения вещей, когда какую-то вещь погружают в краску, она внутри обволакивается этим красителем, ее вынимают – она уже покрашена. Вот так же и человек: он погружается с головой в воду, и он как бы оттуда выходит уже совершенно в новом виде. 
На Западе примерно в XIII-XIV веке возникла некоторая тенденция – в связи с чем она возникла, связать сейчас сложно и, наверное, может быть, мы не будем погружаться в эту тему – заменить вот этот символический ритуал абсолютно семантическим таким обозначением, значком, то есть просто водой мы на кого-то польем в знак того, что вода там присутствует, но вот этого погружения не будет. И когда русские люди и византийцы это осознали, то они попытались поставить препоны вот этому всему – распространению вот этих вот обычаев, которые осознавались как западные обычаи. И в этом смысле, конечно, у Стоглавого собора была, с одной стороны, консервирующая и защитительная функция, а, с другой стороны, нормализующая, потому что он запретил очень многие обычаи – вот четверговая соль и прочие такие, народное православие, – которые стали проникать и заменять в сознании церковных людей такие, традиционные церковные ценности. И в этом смысле, пожалуй, я бы сказал, что именно Стоглавый собор был предшественником вот этого рационализма, потому что это рациональное отношение к религии.

1 2 3 4 5
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"