Консерватизм и цивилизационная ситуация в России
Лекция на семинаре по проблемам отечественного и зарубежного консерватизма 19 ноября 1999 года
Неделю назад я совершенно неожиданно для себя получил приглашение выступить в этом собрании. Мне было сказано, что намеченный ранее докладчик по каким-то причинам перенес свое выступление.
Я, честно говоря, поначалу задумался – принять или нет это любезное приглашение. Потом вспомнил, что не далее чем год назад я опубликовал в журнале “Вопросы философии” рецензию на труды одного из известных германских консерваторов Гюнтера Рормозера. Рецензия в России особого отклика не имела, но в Германии была перепечатана под названием “Konservatismus und die zivilasation situation im Russland” (“Консерватизм и цивилизационная ситуация в России”). И я подумал, чем черт не шутит, почему бы, собственно говоря, так и не озаглавить мое выступление на семинаре и не построить его как некоторое развернутое изложение мыслей, сформулированных в рецензии. И я дал согласие.
Итак, что мы понимаем, когда говорим о консерватизме? Существует самое тривиальное и такое банальное понимание консерватизма, как, прежде всего, нежелание перемен. Мы можем назвать консерватором человека, которому просто не хочется, чтобы у него в доме переставляли мебель, или человека, которому страшно не хочется, чтобы переводили стрелки часов на летнее или на зимнее время. Иными словами, под консерватизмом может в принципе пониматься просто пристрастие к сохранению быта, уклада, к поддержанию существующих ритмов.
Более того, когда мы обращаемся к политологическому дискурсу, мы и здесь обнаруживаем следы такого же словопонимания, потому что, когда говорят о геополитическом консерватизме, имеется в виду просто стремление тех или иных политиков сохранить существующий международный расклад, не менять его радикальным образом, не приводить дело к непредсказуемым и неожиданным последствиям, которые могут последовать за такого рода изменениями. И в то же время, опираясь на это тривиальное, банальное понимание консерватизма, мы можем перейти к более осмысленному теоретически пониманию этого концепта. Дело в том, что, на мой взгляд, консерватизм – одна из трех, я бы сказал, фундаментальных мировоззренческих установок, а значит, и установок политических.