Проекты > Лекционный зал

Консерватизм и цивилизационная ситуация в России

Конспект лекции

1 2 3 4 5

Консерватизм и цивилизационная ситуация в России


Лекция на семинаре по проблемам отечественного и зарубежного консерватизма 19 ноября 1999 года

Неделю назад я совершенно неожиданно для себя получил приглашение выступить в этом собрании. Мне было сказано, что намеченный ранее докладчик по каким-то причинам перенес свое выступление.

Я, честно говоря, поначалу задумался – принять или нет это любезное приглашение. Потом вспомнил, что не далее чем год назад я опубликовал в журнале “Вопросы философии” рецензию на труды одного из известных германских консерваторов Гюнтера Рормозера. Рецензия в России особого отклика не имела, но в Германии была перепечатана под названием “Konservatismus und die zivilasation situation im Russland” (“Консерватизм и цивилизационная ситуация в России”). И я подумал, чем черт не шутит, почему бы, собственно говоря, так и не озаглавить мое выступление на семинаре и не построить его как некоторое развернутое изложение мыслей, сформулированных в рецензии. И я дал согласие.

Итак, что мы понимаем, когда говорим о консерватизме? Существует самое тривиальное и такое банальное понимание консерватизма, как, прежде всего, нежелание перемен. Мы можем назвать консерватором человека, которому просто не хочется, чтобы у него в доме переставляли мебель, или человека, которому страшно не хочется, чтобы переводили стрелки часов на летнее или на зимнее время. Иными словами, под консерватизмом может в принципе пониматься просто пристрастие к сохранению быта, уклада, к поддержанию существующих ритмов.

Более того, когда мы обращаемся к политологическому дискурсу, мы и здесь обнаруживаем следы такого же словопонимания, потому что, когда говорят о геополитическом консерватизме, имеется в виду просто стремление тех или иных политиков сохранить существующий международный расклад, не менять его радикальным образом, не приводить дело к непредсказуемым и неожиданным последствиям, которые могут последовать за такого рода изменениями. И в то же время, опираясь на это тривиальное, банальное понимание консерватизма, мы можем перейти к более осмысленному теоретически пониманию этого концепта. Дело в том, что, на мой взгляд, консерватизм – одна из трех, я бы сказал, фундаментальных мировоззренческих установок, а значит, и установок политических.
1 2 3 4 5
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"