Новости по теме

Всякий человек носит в себе Музей…

16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...

О выпуске альманаха «Самопознание»

На сайте политической консервативной мысли «Русская Idea» в разделе...

К списку новостей

Статьи по теме

Как известно, общество думает и творит главным образом через свою элиту. К человеку массы нельзя предъявлять завышенные требования: его бытие может и не выходить за горизонт воли к жизни.

Что бы, если бы…

И в сослагательно-виртуальной перспективе можно работать вполне серьезно и...

К списку статей

Речь старого патриота

Речь старого патриота

Речь старого патриота

При чтении нашей прессы возникает ощущение, что важнее вопроса, кто будет президентом страны на следующих выборах, нет. Правда всплывают вопросы о русской идее, просвещенном консерватизме, православных духовных ценностях (других у нас в России, видимо, не существует), реформах в образовании, неурожае, погодных катаклизмах, происшествиях и авариях везде и всюду. Редко, но скажут о науке и научных достижениях, практически не говорят об ученых (раз в году в связи с Нобелем), и уж совсем забыли недавнего гегемона – рабочего человека. А жаль, его труд многое дает в копилку национального дохода. Хотя о человеке труда вспоминают и довольно часто – это о гастарбайтерах, коих у нас уже десятая часть населения. И как уже осознано, точка невозврата пройдена – процесс трудовой миграции уже не остановить. И дело в том, что они не собираются интегрироваться в российское общество, как и в американское, так и в немецкое, так и в любое другое. Попытки построит мультикультурное общество провалились. Все надеются на диалог культур и толерантность, которые больше похожи на придуманные меры стабилизации межкультурных отношений. Так в свое время с упоением рассуждали об устойчивом развитии, как оказалось только для «золотого миллиарда» из шести с половиной землян.

Интеллектуалы рассуждают об актуальном искусстве, обществе потребления, массмедиа, виртуальной реальности и прочих отличительных чертах нового века. Все это из разряда любопытства и редко все это является трудом мысли и «волей к истине» (М.Фуко). Все больше говорят о народе, массах, электорате, коррупции. Господа, а как же быть с человеком, личностью, трудящимися всех рангов? Понятно, наступило рыночное измерение личности. С рынком вообще странно все произошло. Опираясь на тезис «рынок все расставит по своим местам», либеральное руководство «подарило» обществу инструмент для его ограбления. Криминальный, воровской, убогий и деформированный рынок особенно сказался на трудящихся. Оценивая только его производительные и профессиональные качества, он напрочь отбрасывает человека как целостную личность. Рынок устанавливает лишь экономические отношения, а вот моральная и гуманитарная сторона его не интересует. Хотя формально все в порядке. Рынок необходим как мерило качества рабочей силы, как разумный инструмент распределения материальных и духовных благ. Но сегодняшний российский рынок в совокупности с неподконтрольной обществу формальной демократии и ущербной политикой монетаризма во все возрастающих размерах воспроизводится криминалом, взяточничеством, «откатами».

Язык этих дискурсов, т.е. рассказов какой-то конвертируемый в недосягаемость обыденного мышления. Кажется, что без дешифровки кодов наших СМИ не обойтись. Согласимся, что, сколько бы мы ни говорили сегодня о человеке труда, слова будут какими-то стертыми, ложными с налетом партийной идеологии недавнего прошлого. Мысль несут в народ СМИ вместе с низменной рекламой. Но эта мысль массмедиа! Отредактированная, отсканированная, приниженная до уровня культуры среднестатистического человека эта мысль становится некими партийными лозунгами массового общества. Критиков этой схемы сразу объявляют гонителем свободы прессы. Почему же господа журналисты все время обманывают народ, лакируют действительность на манер «потемкинских деревень» или занимаются поисками только отрицательного? Видимо, свобода информации стала какая-то странно избирательная. Хотите узнать, что творится на гламурных вечеринках и закрытых корпоративах? Пожалуйста! А как живет человек обыкновенный – человек труда в глубинке, на окраинах городской цивилизации? Изысканные интерьеры и загородные замки наших политиков, слуг народа, прикормленных СМИ артистов и т.п. – пожалуйста! Что же показывать коммуналки и «балки» на стройках коммунизма!

Так мы видим, что существует две России: одна провинциальная и убогая, а другая самодовольная городская, ну, а круче всего – столичная! Может в этой среде бездомности и отверженности только и могут вырастать таланты земли русской?! Что касается этой бездомности (о бомжах вообще прекратили писать и говорить – стало обыденным делом видеть их мытарства), то больше всего она сказывается на детях. По данным комитета по вопросам семьи и детей Государственной Думы, в России сейчас более 697 тысяч сирот. Для сравнения: четыре года войны сделали сиротами 678 тысяч… Притом в прошлом году против детей совершено 108 преступлений, 2 тысячи самоубийств среди подростков. Более 60% погибших детей расстались с жизнью в семье или по вине семьи. Но нас все время учат, что нужно сеять разумное и вечное, надо бороться за духовность. Нам предлагают семь граней доброты психолог Пьеро Ферруччи – смирение, щедрость, верность, терпение, уважение, благодарность. Хотя этих ценностей намного больше. Социально-значимые ценности: святость (праведность), знание, мастерство, дело (хозяйство, предприятие), слава (известность, популярность), власть, богатство. Плюс природные свойства человека: красота, ум, сила и др. Есть инструментальные ценности, социальные по своему происхождению, которые упорядочивают конкуренцию из-за модусов социальной значимости (свобода, право, справедливость, милосердие, братство, равенство и пр.). Есть общечеловеческие ценности: Мыслящий дух (Бог или совокупная душа человека), общество, человечество (родной народ), человек (понимаемый как «ближний», «брат»), природа. Есть ценности удовольствия: блаженство, радость, наслаждение, удовлетворение, «кайф». В модусах социальной значимости они представляют ту группу, через которые «смыкаются» личные и социальные ценности. Поэтому не стоит уповать на семь граней доброты, их намного больше.

logosfera_whats_L.jpg  
Проблема состоит в том, что часто все это выглядит как расхожие заклинания со стертыми смыслами и паролями от бездумного употребления. Все это походит на имитацию мудрости, ибо духовность сменила свои старые одежды и нашла другое пристанище. Как только показывают провинцию и деревню, то грусть забивает сердце: что вот так и будем жить дальше? Здесь сразу же возникают ценности социальной общины, которые мы забываем: страдание, жертва во имя мира, знание преданий, правил поведения, народная мудрость, домовитость, ремесло, ловкость, счастье, удача и т.д. Ценности эти – основные стимулы собственно человеческой деятельности. Однако, какие ценности, если народ оказался брошенным, не нужным, без работы. Ждут как спасения оформления пенсии. Она дает возможность скромного не голодного существования, ибо зарплата на большинстве «производств» 5-7 тысяч рублей. Но что задевает за живое – при этом пьют горькую постоянно. Народ в селах и поселках, в малых городах и поселениях находится в какой-то анестезии, в мерзости запустения и упадка со стертыми страстями и чувствами. В сельской местности заросшие поля и разрушенные сельхоз постройки. Как разбудить эти чувства и страсти? Стремление к комфорту - движение в сторону утраты присутствия духа, а недеяние – в сторону примитивизма бытия. Добро и зло теперь легко договариваются. Действительно, чем ближе культура к застою и упадку, тем ощутимее вырисовывается гибрид добра и зла, господство логики политкорректности и толерантности. Одна из задач гуманитария показать, что добро коренным образом отличаются от зла. Правда должны быть соединена с правом. Но как научить бороться за эту правду во времена всеобщей купли-продажи чиновников?

С одной стороны есть возможность социально- экономической и политической борьбы за свои права. Но вот беда, россияне ни в забастовках, ни в пикетах особой сноровки не имеют, а может и не доведены еще до той крайней черты, когда уже нечего ждать милости от кого бы то ни было. Есть и другой путь – путь духовного совершенствования и изменения себя. Язык и практика духовности стали такими фрагментарными и искаженными настолько, что исчезло всякое связное ее понимание. В принципе духовность, духовная культура включает несколько культур – экономическую, политическую, нравственную, правовую, эстетическую, мировоззренческую и коммуникативную. Кроме того она имеет ценностные ориентации, знания, потребности, социальные нормы и идеалы. Вот здесь то и начинаются нестыковки. О ценностных ориентациях я упомянул, знания сегодня становятся «причтой по языцах» (о чем и говорят реформы в образовании); потребности диверсифицированы на высшие для элиты и обыденные – для народа; социальные нормы работают по тому же принципу, что и потребности; что касается идеалов, то с ними беда: старые ушли, а новые еще в стадии выработки. Конечно, культивирование духовности могут помочь духовные упражнения, открытые уже в античности. Они связаны с воспитанием моральных и интеллектуальных добродетелей. Добродетели делают жизнь, достойной того, чтобы ее прожить. Необходимо полное развитие потенциала ума и характера, которое позволит достичь подобия счастья, удовлетворения и благодати (eudaimonia). Жизнь является одновременно наукой и искусством, совершенствование в которых предполагает обучение.

Духовные упражнения, которыми занимались четыре основные школы античности – платонизм, аристотелизм, стоицизм и эпикуреизм, суммировал Филон Александрийский: изучение (zetesis), исследование (skepsis), чтение (anagnosis), слушание (akroasis), внимание (prosoche), самообладание (enkrateia), безразличие к безразличным вещам, медитация (meletai), терапия страстей, воспоминание о хороших вещах и выполнение долга. Эти принципы можно суммировать следующим образом: учиться жить, учиться умирать, учиться вести диалог и учиться читать. Такова духовная диета, необходимая для культивирования ума и характера. При этом философские корни духовности не могут быть ни монополизированы какой-то одной религиозной традицией, ни превратиться в нечто вроде эзотерического философского языка, понятного узкому кругу избранных. Каждая религиозная традиция имеет собственный набор теорий и практик, касающихся духовных предметов. Необходим бережный экзегетический и герменевтический подход, чтобы эта форма пайдейи, воспитания не была погублена культурным империализмом, сведена к мелким техническим процедурам, не укорененным в контексте, лишенным истории, смысла, культурной ценности.

Об авторе:
Колесников Анатолий Сергеевич, доктор философских наук, профессор философчского ф-та С.-Петербургского университета, Директор центра философской компаративистики СПбГУ, научный редактор журнала сравнительной философии "PARADIGMA".

Теги: Что я сказал бы президенту?

Автор:  Анатолий КОЛЕСНИКОВ

Комментарии (11) 09.12.2010

Обсуждение:
Зорина Татьяна
Я практически полностью разделяю взгляды автора статьи. Вся наша действительность стала ориентироваться на те слои общества, которые в большей своей части движимы своими коррыстными мотивами, жажда наживы, обогащения и достижение прочих благ земных, ведет к тому, что вся культура, в самом широком смысле этого слова. обмельчала, и все заметней становиться тенденция к примитивизации. И это действительно серьезная проблема, решением которой необходимо заниматься на самых высоких уровнях. Первые еле заметные порывы к преодолению такой тенденции уже были, так,обращаясь к примеру с детьми, можно отметить, что совсем недавно государство объявляло год ребенка, год семьи и т.д. да пусть это были жалкие и хилые попытки привлечь к данной проблеме внимание, но радует уже сам факт их наличия. Это насколько надо было запустить эти соц.институту, чтоб об эотм заговорили на государственном уровне в масштабах всей страны, чтобы это стало вектором внутренней политики официально. да все это печально, но есть еще люди, осознающие необходимость перемен, которые не боятся высказываться и пользуются тойже свободой слова, о которой так часто говорят. пускай пока их слова тонут в гуле "гламурных" новостей и преступных хроник,однажды людям надоест существовать, ориентируясь на картинки красивой жизни, и реальность вернет им объективный взгляд на все происходящее в стране.
Имя Цитировать
Реалист
"... Вся наша действительность стала ориентироваться на те слои общества, которые в большей своей части движимы своими корыстными мотивами, жажда наживы, обогащения и достижение прочих благ земных, ведет к тому, что вся культура, в самом широком смысле этого слова. обмельчала, и все заметней становиться тенденция к примитивизации"... А что, раньше такого не было? Всегда так было! Это не отклонение от нормы, это норма, в этой атмосфере всем реформаторам приходится жить.
Имя Цитировать
Гек
Тема безусловно интересная, но затерта, как говориться до дыр. Да мы все это знает и главное никто это не скрывает. Но давайте писать не о том что у нас все плохо и все будит еще хуже в ближайшие годы. Почему бы не порассуждать на тему того, как сделать так что бы все было хорошо.
Есть определенные принципы функционирования власти понятное дело что соблюдается интересы не бабушек и дедушек а конкретных людей обладающими большими финансовыми интересами, существуют определенные группы пытающиеся реализовать конкретные интересы, и поверьте мне, этим людям строго наплевать на всех нуждающихся, голодных и бездомных. К сожалению природа человека такова - каждый человек эгоист, ничего не поделать.
Еще раз подчеркну что подобные вопросы надо рассматривать с точки зрения что нужно сделать, что бы это было выгодно "людям смертным" и удобно "людям властвующим", а не с точки зрения человека с большими глазами в которых написано "мы все умрем"
Имя Цитировать
Guest
В статье изложены прописные для образованного человека истины, Америку ему она не открывает. Откровением и ориентиром она станет для тех, кто никогда не задумывался над этими проблемами. Хотя, к сожалению, сегодня таких людей много.
Не могу согласиться с Геком: автор статьи всё-таки предлагает своё решение, как сделать так, чтобы всё было хорошо: обратиться к опыту Античности.
Имя Цитировать
Диана Сивакова
Guest,
Имя Цитировать
Диана Сивакова
В статье изложены прописные для образованного человека истины, Америку ему она не открывает. Откровением и ориентиром она станет для тех, кто никогда не задумывался над этими проблемами. Хотя, к сожалению, сегодня таких людей много.
Не могу согласиться с Геком: автор статьи всё-таки предлагает своё решение, как сделать так, чтобы всё было хорошо: обратиться к опыту Античности.
Имя Цитировать
Харитонова Н., ГФМ-1
Не могу не согласиться с вышеописанными мнениями. Действительно тема не новая, но все же актуальная. Я бы даже сказала риторическая! И автор предлагает свой, вполне обоснованный, выход из сложившейся ситуации. Здесь очень остро стоит проблема воспитания и образования в нашей стране, что оставляет желать лучшего.
В наше время (в эпоху технического и информационного прогресса) идет смена ценностей и ориентиров. Попадая в виртуальную реальность, люди перестают ценить жизнь и требуют лишь "хлеба и зрелищ". Поэтому никто и не делает сюжетов про скромную жизнь русских трудяг.
Имя Цитировать
Prion
По первому абзацу: что автор подразумевает под "нашей прессой"? Можно список этой "нашей" прессы? Пресса сейчас очень разная и многочисленная, онлайновая и бумажная, а список "актуальных тем" гораздо шире перечисленного.
Хотя и эти темы очень важны, особенно об "авариях везде и всюду": догнивает созданное в советское время, это катастрофично и нем может оставить равнодушным учёного, если он не утратил вместе со способностью к рациональному мышлению и инстинкт самосохранения. С тем, что существование человека труда как такового сознательно вычеркивается, я полностью согласен. Физический труд просто выносится за скобки цивилизации, как что-то несуществующее или недостойное. Об этом у СГКМ очень хорошо написано.
Я не согласен с утверждением автора о рабочем человеке, что "его труд многое дает в копилку национального дохода". Правильно было бы написать, что национальный доход формируется его трудом.
Автор пишет: "И как уже осознано, точка невозврата пройдена – процесс трудовой миграции уже не остановить." Кем осознано? Как это не остановить? Границы официально отменили? Гастарбайтеры повсюду с неба падают? При желании процесс трудовой миграции можно остановить.
Логическую связку следующего за этим предложения с предыдущим я не вполне уразумел: "И дело в том..." Может быть, автор хотел сказать, что видит основную проблему не в том, что потом мигрантов не остановить, а в том, что они не собираются интегрироваться... и далее по тексту.
Кто решил, что "попытки построить мультикультурное общество провалились"? А попытки построить, скажем, монокультурное общество были? И тоже провалились? Больше никаких попыток не предпринимается?
Автор говорит: "все надеются на диалог культур и толерантность". Почему он в этом так уверен? Скажем, я не надеюсь на толерантность: значит, уже не все.
Под словосочетанием "придуманные меры стабилизации межкультурных отношений", автор наверное имел в виду нерезультативные меры или меры, результативность которых сильно завышена. Ведь любые меры, как стабилизации, так и дестабилизации, как межкультурных, так и внутрикультурных отношений придумываются, иначе говоря, создаются умственным усилием.

В 4-м абзаце улыбнула фраза "общечеловеческие ценности".

После прочтения статьи у меня осталось 2 основных вопроса: о чем она и почему она так называется?
"Есть речи - значенье темно или ничтожно, но им без волненья внимать невозможно": интересной особенностью такого "белого шума" является то, что каждый находит в нём те смыслы, которые волнуют лично его. :)
Имя Цитировать
Prion
P.S. "Возникновение мультикультурного общества, разрывая единое социально-политическое пространство, вызывает цивилизационный разлом в западном обществе, в перспективе угрожая возникновением новых острых противоречий." (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/558b33d1-a7c5-41b2-0d47-3705952ea97f/1010377A.htm)
А автор данной статьи утверждает, что у нас такое общество
а) строили сознательно,
б) эти попытки провалились.
Первое верно, а второе, к сожалению, нет.
Имя Цитировать
Студент
Плохое настроение автора определило дух статьи.
Имя Цитировать
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Возврат к списку