Новости по теме

Очередная лекция в рамках работы лектория «Пространство и время в истории и культуре XX века»

13 марта в 19.00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180 Юго-Запада...

Идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе

15 марта в 13-00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова состоится заседание...

К списку новостей

Статьи по теме

... имеющиеся в тексте «Слова» языческие и христианские элементы нельзя поставить во взаимнооднозначное соответствие...

«Слово о полку Игореве» в русской философии и культуре

В исследовательской литературе подсчитывается количество элементов...

К списку статей

Архиепископ Никанор (Бровкович) (†1890) (бывший в 1876–1883 гг. Епископом Уфимским и Мензелинским) о Ф.М. Достоевском

Архиепископ Никанор (Бровкович) (†1890) (бывший в 1876–1883 гг. Епископом Уфимским и Мензелинским) о Ф.М. Достоевском

Архиепископ Никанор (Бровкович) (†1890) (бывший в 1876–1883 гг. Епископом Уфимским и Мензелинским) о Ф.М. Достоевском


30 июня 1879 года из Уфы в Чебоксары от Уфимского епископа Никанора (Бровковича) было отправлено письмо Василию Петровичу Федорову, слушателю одного из светских учебных заведений Казанской губернии. В письме Владыки содержались ответы на волновавшие молодого человека вопросы о формировании православного мировоззрения. Один из вопросов касался круга чтения. Студент спрашивал видного церковного деятеля и философа о том, что следует читать для духовного развития. В перечне научной литературы, который рекомендовал владыка Никанор присутствует и одно художественное произведение. Это – «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского[1].

Студент Василий Федоров закончил учебу и вступил на поприще народного просвещения. В 1894 году он был инспектором городского училища в г. Балашов Саратовской губернии. Неизвестно, насколько повлияло на становление его мировоззрения письмо Владыки. Неизвестно, повлиял ли именно Достоевский. Но достоверно то, что, с точки зрения преосв. Никанора, литература занимает особое место в формировании характера человека, его пристрастий, наклонностей, идей.

Архиеп. Никанор (Бровкович) (1826–1890) – богослов и философ, автор замечательного трехтомного труда «Позитивная философия и сверхчувственное бытие», посвященного критике позитивизма и философии И. Канта. С декабря 1876 года по декабрь 1883 года владыка Никанор был епископом Уфимским, а в 1883–1890 гг. архиепископом Херсонско-Одесским. Большую часть своей жизни он посвятил педагогической деятельности. С 1856 по 1871 гг. архиеп. Никанор был ректором в Рижской (с 1856 г.) Саратовской (с 1858 г.), Витебской (с 1865 г.) Семинариях, в Казанской Духовной Академии (с 1868 г.). Его деятельность и философские идеи имели определенное влияние на церковно-общественную жизнь последней четверти XIX века.

Мировоззрение архиеп. Никанора складывалось в детские годы под преимущественным влиянием литературы. В детстве, будучи оторван от семьи, певчим в хоре Епископа Могилевского, в одиночестве, на отдыхе, он читал не только «Библию, от доски до доски, или Четь-Минеи, от доски до доски», но и – «письма Карамзина, романы Загоскина, Лажечникова… Марлинского, Булгарина, стихи и прозу Жуковского и Пушкина, Кукольника, Полевого, и наконец первые выпуски Гоголя, Лермонтова и т.д.»[2].

Владыка постоянно следил за новинками русской литературы. В его записках, письмах и проповедях встречаются оценки творчества и упоминания А. С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, Н. Г. Помяловского, Н. Г. Чернышевского. И практически все перечисленные выше писатели получают либо неоднозначную, либо – однозначно трагическую оценку. Для владыки Никанора русская литература – это образ тех блужданий от веры к неверию, которые претерпевает русская культура, русский народ.

Так владыка Никанор имел у себя портрет А. С. Пушкина, которого считал примером блудного сына, вернувшегося с покаянием к Отцу Небесному. Жизненной драме и произведениям А. С. Пушкина полностью посвящена проповедь владыки Никанора по поводу 50-летия со дня кончины поэта в 1887 году. В этой проповеди творчество Пушкина рассматривается именно со стороны последних дней его жизни после дуэли, со стороны покаяния поэта в своих грехах. Тот же мотив возвращения в отчий дом блудного сына доминирует и в поучении архиеп. Никанора после панихиды по И. С. Аксакове в 1886 году. У Ивана Сергеевича архиеп. Никанор обнаруживал преобладание любви к славянству вне зависимости от отношения славянства к Православию, что и рассматривалось как заблуждение, при признании прочих заслуг.

Dostoevsky.jpg   

Однако первое поучение-поминовение архиеп. Никанора на неделю о блудном сыне было совершено в Уфе в 1881 году по кончине раба Божия Феодора Достоевского. День поминовения пришелся на неделю о Блудном сыне, образ которого вполне воплотил в своей жизни знаменитый писатель. Преосв. Никанор произнес в связи с этим поучение в Крестовой церкви Уфимского архиерейского дома, где совершалась служба. Речь произносилась в присутствии приехавшего из Петербурга сенатора Ковалевского и некоторых других должностных столичных и уфимских лиц.

Эта проповедь Владыки имела категорически обличительных характер в отношении русского «просвещенного» и заблудшего в этом «просвещении» общества. Свидетель этого поучения – Е. А. Зефиров (инспектор Уфимской Духовной Семинарии и ученик преосв. Никанора по Казанской Духовной Академии) вспоминал, что присутствовавшим на литургии «высоким гостям» «при таком самобичевании чувствовалось как-то неловко»[3]. В этой проповеди Владыка упоминает о Пушкине и Гоголе, о которых пишет: «Имели мы Пушкина, который во многом был не христианский мыслитель и поэт, который воспевал только страсти и страсти, у которого бывали только минутные проблески обращения к духовной природе человека и к небу, да и то не называя Бога даже по имени; который умер однако же христианином после известного предосудительного злоключения. Имели Гоголя, который был реальным изобразителем сколько высокой поэзии человеческого, как только человеческого, а не христианского сердца, столько же величайшей его грязи, который обратился к христианству, когда уже пошатнулся душевными силами, что именитейшие наши мыслители поставили ему в тяжкий упрек»[4].

Но в этой же речи Владыка показал метания Ф. М. Достоевского, который блудным сыном «прошел все ступени ниспадения и восстания, все ступени до мысленного шатания и нравственного блуждания, до отрицания и преступления, до самых тяжких жизненных испытаний, даже до каторги; который затем стал не только достойнейшим и полезнейшим сыном отечества, но обновленным сыном Отца небесного, который трудился на самом трудном и высоком поприще мысленного творчества и свой беспримерный, по психическому анализу, не только в русской, но и в европейской литературе, художественно-мыслительный Гений употребил, на что, вы думаете? … на создание многих трогательных образов блудный сынов и дщерей из среды нашего русского современного общества»[5].

Заслуга Достоевского, вернувшегося блудного сына, по мысли архиеп. Никанора, в том, что писатель «не стыдился употребить свой высокий дар на служение идеалу добра, возникающему иногда из самой нравственной грязи; который не постыдился в своей предсмертной исповеди признать себя рабом Христовым, а Христа провозгласить светом мира, и в частности светом Христолюбивого нашего отечества, просвещением во тьме неведения сидящего, в тине греховной валяющегося русского люда, который однако же и из этой бездны умеет вопиять к Богу: Господи, Владыко живота моего, спаси и помилуй…»[6] Завершал же свою проповедь архиеп. Никанор словами: «Помолимся об отшедшем к Богу нашем достохвальном и приснопамятном учителе, который не умрет для России никогда, пока не умрет в ней русский христолюбивый народный дух, – о верном рабе Христовом Федоре Достоевском»[7].

Вопрос, касающийся отношения архиеп. Никанора к творчеству Ф. М. Достоевского, может быть поставлен в аспекте прямого сопоставления их воззрений. Это представляется возможным, если взять за основу сопоставления такую характеристику воззрений Достоевского на человека как антиномизм. На антиномизме как принципе воззрений Достоевского на человека настаивал прот. Василий Зеньковский в своей «Истории русской философии»[8]. Антиномизм, радикальная разорванность и раздвоенность человека в своем бытии предполагает противостояния «светлой» и «темной» стороны в человеке. Вот это противостояние у Достоевского: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»[9]. И еще: «Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить! … человек, всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода; хотеть же можно и против собственной выгоды…»[10] Красота антиномична, разум и воля антиномичны, то есть буквально разорваны по сущности, по закону своего существования, в смысле самого слова «антиномизм» – «противозаконие».

Это чувство греховности человеческой природы, чувство близости человека к ничто, к нравственной пустоте, к падению в тьму глубоко присуще творчеству Достоевского. И этот же антиномизм оказывается одной из основ философского учения архиеп. Никанора. Во втором томе своего трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (1876) архиеп. Никанор отмечает, что «сущность вещей… это – беспредельное бытие, ограничившее себя беспредельным небытием»[11]. Но при этом «небытие» как ограничивающее начало – лишь ограничивает, но не входит в сущность вещи. А «абсолютное бытие» как творческая миротворящая сила Божией благодати «…вошло в каждое свое порождение не долею своею, не дробью, не частью, а всею своею цельностию…»[12]

Таким образом, по архиеп. Никанору, любая вещь в своей сущности антиномично разрывается между абсолютным бытием и абсолютным небытием. И при этом понятно, что само напряжение между абсолютным бытием и абсолютным небытием дает сущности возможность ограниченного существования. Что же касается человека, то здесь также очевидно, что у него как особого рода автономной сущности, как у сущности, которая может положить сама границы своего бытия, всегда есть возможность утратить связь с абсолютным бытием. То есть – совершенно исказить изначально заложенные черты своего образа. Эта близость небытия в мироздании одинаково чувствовалась как Достоевским (преимущественно в отношении человека), так и архиеп. Никанором (в отношении ко всему тварному миру).

Однако, нельзя не видеть и определенных различий в установках воззрений архиеп. Никанора и Достоевского. Раскрываются они, например, в аспекте оценки воззрений двух наших мыслителей в творчестве К. Н. Леонтьева.

К. Н. Леонтьев, русский мыслитель XIX века, автор работы «Византизм и славянство», византист и антиевропеист по воззрениям, сторонник органицистского подхода к историко-культурному процессу, неоднократно высказывался по поводу воззрений как Ф. М. Достоевского, так и архиеп. Никанора. При этом нужно сразу отметить, что христианство в понимании Достоевского Леонтьев назвал «розовым христианством», христианством односторонним, благодушным, без учения о «страхе Божием», о Страшном Суде. Наиболее ярко эта характеристика проявилась в статье Леонтьева «О всемирной любви», написанной по поводу «пушкинской речи» Достоевского.

logosfera_Ufa02.jpg   
Уфа, XIX век, Торговые ряды

В этой своей речи Достоевский говорил о Пушкине как «всечеловеке», выразившем особую «миссию» русского народа. А сама эта «миссия» понималась Достоевским следующим образом: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только … стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. … О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!»

Леонтьев справедливо замечал, что подобное понимание смысла и назначения истории России, в особенности, и вообще христианства противоречит самому христианству, которое в основе своей предполагает то, что Царствие Божие не от мира сего и что все земное прейдет, и будет «новое Небо и новая Земля». Леонтьев писал, что учение о «всечеловечестве» есть учение космополитическое, размывающее границы культур, разлагающее народный дух в благодушном самообмане, что и сама связь этого учения с христианством есть ложное понимание христианства. Здесь у Леонтьева отмечается характерное для Достоевского стремление связать христианство с утопической идеей осуществления Царствия Божия на земле, идеей социалистической по своей сути. А это, несомненно, никак не приемлемо для Леонтьева, поскольку для него социализм и утопия земного рая есть не благо, но царство Антихриста. Леонтьеву в определенной степени вторит такой компетентный специалист по философским воззрениям Ф. М. Достоевского, как прот. Василий Зеньковский, который в своей «Истории русской философии» отмечал, особое влияние социалистических увлечений «петрашевствовавшего» молодого Достоевского на все его творчество (включая и поздний, «религиозный» его период)[13].

Что же касается отношения Леонтьева к архиеп. Никанору, то здесь мы видим особо уважительное и, даже, восхищенное отношение философа к архипастырю. Более того, одна из самых известных противолиберальных статей Леонтьева, посвященная критике идеи прогресса называется: «Епископ Никанор о вреде железных дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения жизни». Эта статья на три четверти состоит из проповеди архиеп. Никанора, сказанной при освящении нового здания железнодорожного вокзала в Одессе. Действительно, архиеп. Никанор видел большие недостатки в стремления европеизированного человечества к комфорту, который разрушает и традиционные христианские ценности, и традиционную среду обитания человека. В этом аспекте архиеп. Никанор был несомненным антиевропеистом, как и Леонтьев. В том же его воззрения и отличаются от воззрений Достоевского, для которого был характерен определенный «прогрессизм».

Архиеп. Никанор, будучи еще в сане архимандрита ректором Саратовской Духовной Семинарии, в 1860 году читал проповедь об антихристианском характере социального прогресса. Здесь владыка Никанор говорил о привлекательности для массового сознания социалистических идей всеобщего совершенствования человеческой свободы и земного благоденствия всего человечества. Совершенно справедливо истоком идеи земного прогресса человечества архиепископ Никанор считал антихристианские, по своей сути, «идеально-пантеистическое» и «материально-механическое» мировоззрения[14], которые как формы имманентизма ориентируют человеческое бытие на материально-интеллектуальное совершенствование, исключая нравственно-религиозное измерение, устраняя заповедь любви к Богу и послушания заповедям. Тем самым, эти мировоззрения стремятся к устранению христианского трансцендентного идеала. Эта позиция архиеп. Никанора несомненно устраняла всякую возможность приятия с его стороны идеала мирного христианского всечеловеческого «посюстороннего» общежития, характерного в определенной мере для воззрений Достоевского.

С точки зрения различий в понимании христианства и смысла жизни у архиеп. Никанора и Достоевского становятся понятны и различия в оценке личности и творчества Пушкина у них. Как уже говорилось выше, для Достоевского важной оказывается та «всечеловеческая», пророческая миссия творчества Пушкина, миссия того творчества, которое архиеп. Никанором определял как «языческое». И надо учитывать, что лишь то покаяние, которое Александр Сергеевич принес перед своей кончиной, его приобщение Св. Таин позволяет с точки зрения архиеп. Никанора воспринимать Пушкина как «блудного сына», вернувшегося ко Христу.

Возвеличивание Пушкина, характерное для Достоевского, получает косвенную критическую оценку со стороны архиеп. Никанора. Как отмечает А. П. Дмитриев, архиеп. Никанор в своем поучении, посвященном Пушкину, обращается к скрытой полемике с Достоевским, «прозрачно намекая на его известную речь 1880 года»[15]. По замечанию исследователя, архиеп. Никанор действительно, признавая заслуги Пушкина в русской литературе, показывает иного Пушкина – не «всечеловека», а именно человека, чья гениальность оказалась пограничной, роковой для русской культуры. Архиеп. Никанор отмечал, что до Пушкина лучшие писатели были истинными христианами, а после него – «лучшие писатели стали прямо и открыто совращаться в язычество, каковы Белинский, Тургенев, Лев Толстой»[16].

Это воспоминание о кончине Пушкина вновь возвращает нас к «нравственно-краеведческому» аспекту смысла проповеди владыки Никанора по кончине Достоевского. В воспоминаниях Е. А. Зефирова можно найти замечание о том, что владыка Никанор, будучи в Уфе, заслушивался «местными народными песнями, слышными с реки Белой… Владыка народные песни называл драмой и трагедией русского народа»[17]. Эта оценка русской народной песни характеризует и отношение преосв. Никанора к творчеству Достоевского и к русской литературе вообще, которая есть отражение жизненной драмы и трагедии блуждания русского народа от Христа и его возвращения (или невозвращения) ко Христу.


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Письмо преосв. Никанора // Русский архив. 1894. № 2. С. 272.

[2] Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические материалы. Т.1. Одесса, 1900. С. 75.

[3] Зефиров Е. А. Мои воспоминания о Никаноре, архиепископе Херсонском, за время его пребывания на Уфимской Кафедре (1877–1884) // Странник. 1893. Т. 3 (Ноябрь). С. 523.

[4] Никанор (Бровкович), архиеп. Беседы и поучения. Т. 1. Одесса, 1884. С. 57.

[5] Там же. С. 57–58.

[6] Там же. С. 58–59.

[7] Там же. С. 59.

[8] Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Т.1. Ростов-на-Дону, 1999. С. 484–485.

[9] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Т. 14. С. 100.

[10] Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Т. 5. С. 113.

[11] Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т.2. СПб, 1876. С. 84.

[12] Там же. С. 82–83.

[13] Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Т. 1. С. 477.

[14] Никанор (Бровкович), архиеп. К первому дню нового года // Православный собеседник. 1870. Т. 1. С. 71.

[15] Дмитриев А.П. Портрет в церковной проповеди как литературно-критический жанр (О “поучениях” архиепископа Никанора (Бровковича)) // Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика: Сб. ст. СПб., 2000. С. 15.

[16]Никанор (Бровкович), архиеп. Беседа в Неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении пятидесятилетия по смерти его // Никанор (Бровкович), архиеп. Поучения, беседы, речи, воззвания и послания. В 5 т. Т. 1. Одесса, 1890. С. 255–256.

[17] Зефиров Е.А. Мои воспоминания о Никаноре, архиепископе Херсонском, за время его пребывания на Уфимской Кафедре (1877–1884) // Странник. 1893. Т. 3 (Декабрь). С. 720.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Философия архиепископа Никанора (Бровковича) в контексте истории русской мысли XIX–XX веков»), проект № 12-03-00033а

Об авторе: Соловьев Артем Павлович - кандидат философских наук, ученый секретарь Уфимского религиозно-философского общества им. А. Ф. Лосева.

Теги: Литературоведение, Психология

Автор:  Артем СОЛОВЬЕВ

Комментарии (22) 02.07.2012

Обсуждение:
Страницы: 1 2 3 След.
Guest
replica christian louboutin heels when choosing your wedding shoes.Nicholas Kirkwood shoes the shoes that fit your feet well. Don't buy shoes that makes your feet dance christian louboutin glitter pumpsor shoes that make your feet squeeze. Christian Louboutin for you tomoncler outlet walk down the islegiuseppe zanotti with comfort.Christian Louboutin Asteroid your wedding dress. Avoid shoes that is perfectly unmatched the design of your dress.Buy Marlboro cigarettes online Don't just buy because it is expensive and of good style.christian louboutin studded pumps the right height of heelsmarlboro outlet.Outsmart those around you by beingchristian louboutin stores bold enough to purchase women's valentino outletdesigner foot wear on the christian louboutin replica where prices arevalentino replica less and shipping is Giuseppe Zanotti Sneakers outlet Why wait for promoted sales to go into effect in order to find the fashion designer Giuseppe Zanotti Sneakers shoes that you are searching for?christian louboutin knockoffs by its designer so that you can get the comfortable and exclusive realm. The knowledge of night clubs in fake christian louboutintheir teenage influenced on his design style.Giuseppe Zanotti online He commonly used bright colorsreplica louboutin shoes to appear femininemarlboro cigarettesin red soles. It's no wonder manyGiuseppe Zanotti Sneakers celebritiesGiuseppe Zanotti Boots are readily to dicuss for him ormoncler factory outlet her at noChristian Louboutin Isolde 20ans Specchio Laminato Black cost of charge. christian louboutin glitter heelsThe intelligence will be the sign ofChristian Louboutin Dafsling Glittery Leather Slingback Platform. As a matter of fact,replica christian louboutin the styles of christian louboutin heels are widely for different seasons. It is for winter and you can see many female wear it when you Giuseppe Zanotti Sneakers onlineare walking on the streets, Giuseppe Zanotti Sneakers is prepared forvalentino shoes season.It can't solve serious social problem, and can only be satisfied to accept capital strengthChristian Louboutin Highness 160mm Aurora Colorful Pumps, that American capitalism Giuseppe Zanotti sale society, andchristian louboutin narcissus pumps thinks that the marketgiuseppe zanotti outlet economy can regulate itself, said the government to market economy without intervention, replica christian louboutin pumpsso as to let people, market and society for maximum degree of freedom, but in fact,christian louboutin daffodil pumps the governmentGiuseppe Zanotti Wedge Sneakers and finance consortium but there is avalentino outlet ashamed of moncler outlet store sunshine,Giuseppe Zanotti Boots When the Buy Marlboro cigarettes the government can to call for people to buygiuseppe zanotti to give up the credit,giuseppe zanotti shoes make a review lenders nothing down, interestchristian louboutin spiked heels, thus let Wall Street up flight financial derivatives moncler outlet online, make the financial bubble and false prosperity. replica louboutin pumpsOccupation Wall Street movement ofmoncler replica the protesters might yield, event will calm, all the big Moncler CLEARANCE cities of the square will soon be attributed to calm, but even so, people can also believe, piumini moncler occupation Wall Street protests knocked on the American capitalism ofMoncler doudoune. A minority of themoncler outlet online store system in order to service is nohttp://www.moncleroutletnyc.com.
ИмяЦитировать
Teresa
ИмяЦитировать
Jacqueline
ИмяЦитировать
Kenneth
ИмяЦитировать
Nicole
ИмяЦитировать
William
ECCO
Fitflop Sandals Clearance
Pandora Jewelry
Moncler Jackets
Birkenstock Sandals On Sale
Louboutin shoes
Pandora
Pandora
Cheap Oakley Sunglasses
Pandora Bracelets
Jordan 11
Oakley Sunglasses
Ray Ban Wayfarer Sunglasses
Timberland
Adidas NMD
Pandora Jewelry
Oakley Si Sunglasses
Fitflop Sandals
Ferragamo Belts
Skechers
Ralph Lauren Sale
Adidas Outlet
Ray Ban Sunglasses
Adidas Sneakers
Adidas Yeezy Boost
Ray Ban Outlet Online
Valentino Sandals
Moncler Jackets
NMD
Pandora Charms
Ray Ban Eyeglasses For Sale
Air Jordan 11
Nike Outlet
Pandora Bracelets
Ray Ban Sunglasses Sale
Oakley Standard Issue
Yeezy Shoes
Ferragamo Shoes
ECCO Shoes
Longchamp Outlet
Pandora Jewelry
Pandora Jewelry
Adidas Superstar
Goyard Bag
Bottega Veneta Handbags
Nike Sneakers
Nike Air Max
Pandora Charms
Ray Ban Aviator Sunglasses
Red Bottoms Louboutin
Pandora Jewelry
Christian Louboutin Heels
Louboutin Shoes
Nike Air Max
Oakley Prescription Sunglasses
Bottega Veneta
Nike Outlet Store
Christian Louboutin Outlet
Nike Outlet Store
Ray Ban Sunglasses On Sale
Christian Louboutin
Balenciaga
Pandora UK
Pandora Bracelet Charms
Ray Ban Outlet
Oakley Sunglasses
Balenciaga Sneakers
Ray Ban Glasses
Pandora Canada
Yeezy Shoes
Birkenstocks
Jordan Shoes
Kate Spade Bags
Fitflop Slippers
Moncler Jacket
Adidas Yeezy Boost 350
Kate Spade Outlet
Pandora Charms Jewelry
Pandora Charms
Oakley Outlet
Fitflop Sale Clearance
Ray Ban Aviator Sunglasses
Nike Outlet
Fitflop
Pandora Jewelry Official Site
Louboutin Shoes,
Balenciaga Shoes
Moncler Outlet
Cheap Oakley Sunglasses Sale
Nike Roshe One
Nike Outlet Store
Yeezy Sneakers
Moncler
Pandora Jewelry Official Site
Birkenstock Outlet
Goyard Handbags
Pandora Outlet
Ed Hardy
Pandora Jewelry
Oakley Eyeglasses
ИмяЦитировать
lee
ИмяЦитировать
Katina
Pandora Jewelry
Christian Louboutin shoes
Pandora Outlet
Nike Sneakers
Fitflop Sandals
Nike Roshe
Ray Ban Aviator
Oakley Outlet Online
Yeezy Shoes
Pandora Charms
Pandora
Ferragamo
Moncler Outlet Online
Christian Louboutin Shoes
Pandora Jewelry
Air Jordan 11
Nike Outlet
Ray Ban Aviator Sunglasses
Yeezys
Pandora Jewelry
Birkenstock Outlet Store
Moncler
Oakley Sunglasses
Pandora Sale
Kate Spade Purses
Adidas Outlet
ECCO
Yeezy
Ray Ban Sunglasses Outlet
Pandora Charms Outlet
Christian Louboutin
Balenciaga Sneakers
Adidas Superstar
Air Max
Timberland Outlet
Bottega Veneta Handbags
Ralph Lauren
Pandora UK
Balenciaga Sneakers
Adidas NMD R1
Pandora Canada
Ed Hardy
Fitflop Sale Clearance
Christian Louboutin Heels
Ray Ban Eyeglasses Cheap
Pandora
Pandora Jewelry Official Site Black Friday
Nike Outlet
Goyard Bags
Cheap Ray Ban Sunglasses
Pandora Jewelry
Adidas NMD
Moncler Coats
Ray Ban Sunglasses
Longchamp Outlet Online
Oakley Eyeglasses
Valentino Sandals
Oakley Si Sunglasses
Ferragamo Belt
Skechers
Cheap Oakley Sunglasses
Pandora
Pandora Bracelet
Adidas Yeezy
Ray Ban Sunglasses
Pandora
Adidas Yeezy
Kate Spade
Oakley Sunglasses
Balenciaga Sneakers
Jordan 11 Low
Nike Store
Air Max
Ray Ban Wayfarer Sunglasses
ECCO Shoes
Red Bottoms Louboutin
Pandora Jewelry Official Site
Louboutin UK
Fitflop Sandals
Adidas Shoes
Louboutin Shoes
Goyard Handbags
Pandora Bracelet
Oakley Sunglasses
Cheap Ray Ban Sunglasses
Nike Outlet
Bottega Veneta
Pandora Canada
Ray Bans
Birkenstock Sandals
Birkenstock outlet
Fitflop Shoes
Fitflop
Jordan Shoes
Moncler Jackets
Nike Outlet
Pandora
Standard Issue Oakley
Moncler Outlet Online
Oakley Sunglasses
ИмяЦитировать
Barbara
Coach Outlet
Vapor Max
Harden shoes
Pandora Bracelet
North Face Jackets
Vans Store
Pandora Ring
Pandora Charms Outlet
Yeezy Boost 350 V2 Blue Tint
Moncler
Nike Air Max
Nike Outlet
Air Max
Pandora Jewelry
Nike Air Force 1
Kyrie 4
Clarks Shoes For Women
Pandora Jewelry Official Site
Timberland Boots
Air Max
Michael Kors Outlet
Vans Outlet Store
Adidas Yeezy
Adidas NMD
Ralph Lauren Outlet Online
Air Max 90
Air Max 2018
Birkenstock
Jimmy Choo Shoes
Pandora Ring
Pandora Jewelry
New Jordans 2018
Kyrie Irving Shoes
Nike Air Max 90
Pandora Jewelry
Louboutin Shoes
Nike Vapormax
Ralph Lauren
Pandora
Lebron 15
Birkenstock Shoes
Kyrie Irving Shoes
Longchamp
Lebron Shoes
Adidas Outlet Store
Yeezy boost
Yeezy Boost 350
Nike Outlet
Kate Spade Outlet
Pandora Official Site
Adidas NMD
NMD
Ralph Lauren Outlet
Louboutin Heels
Red Bottom Shoes
Jordan 11
Adidas Shoes For Women
Ralph Lauren Outlet
James Harden shoes
Christian Louboutin Shoes
Kyrie 3
Yeezy Shoes
Nike Shoes
Pandora Charms Sale Clearance
Pandoras Jewelry
KD Shoes
KD 10
Adidas Shoes
Air Max 95
Goyard Handbags
Nike Air Uptempo
Jordan Space Jam 11
Birkenstock Outlet Online
Skechers
Stephen Curry Shoes
Lebron 15
Pandora Charms
Air Jordan 11
Adidas Yeezy
Jordan 11
Longchamp Handbags
Michael Kors Outlet
Jordan 11 Red
Coach Outlet
Red Bottom Shoes For Women
Yeezy Boost 350
Curry 4 Shoes
Longchamp Outlet
Coach Outlet Online
Adidas Outlet
Birkenstock
Pandora Jewelry
Rihanna Slides
Kate Spade Outlet Online
Moncler
Yeezy
Nike Huarache
Adidas Ultra Boost
Nike KD Shoes
Polo Ralph Lauren Outlet
Yeezys
Puma Shoes For Women
Timberlad Shoes
North Face Outlet
Nike Cortez
Christian Louboutin
Yeezy Beluga 2.0
Christian Louboutin Shoes
Soccer Cleats
Kyrie 3 Shoes
ИмяЦитировать
Joseph
KD 11
Pandora Earrings
Pandora Bracelet Charms
Nike Air Max 95
Asics Shoes
Goyard Handbags
Goyard Bags
Adidas Superstar Shoes
Timberland Pro Work Boots
Air Max 270
Nike Lebron 16
Yeezy Boost 350
Nike Clearance
Adidas Yeezys
Louboutin Shoes
Yeezy
Pandora Ring
Fitflop Sandals
Valentino Sneakers
Nike Air Max 97
Timberland Shoes
NMD R1
Christian Louboutin Outlet
Nike Outlet
Puma Shoes Outlet
Yeezy 500 Black
Nike Store
NMDS
Adidas Shoes For Women
Asics Shoes Outlet
Airmax 270
Nike Sneakers For Men
NMD
Fila Shoes
Nike Air Max 270
Hermes Birkin
Pandora Charms Outlet
Kevin Durant Shoes
Balenciaga Shoes
Adidas Superstar Women
Longchamp Outlet Online
Nike Shoes
Adidas Sneakers For Men
Pandora Jewelry
Christian Louboutin Outlet
Pandora Jewelry
Balenciaga Shoes
Fjallraven Kanken
Adidas NMDS
Timberland Outlet
Nike Cortez
Asics Outlet
Asics Gel Nimbus
Moncler Outlet
Pandora Jewelry Official Site
Ferragamo
Timberland Boots Outlet
Pandora Charms Sale Clearance
Adidas Yeezy
Air Jordan Retro
Pandora Charms
Kanken Backpack
Ferragamo
Bottega Veneta Outlet
Vans Shoes Outlet
Nike Outlet
Ferragamo
New Nike Shoes
Nike Air Max 270 Flyknit
Christian Louboutin
Fjallraven
Lebron James Shoes
Fila Disruptor ii
Pandora Jewellery
Pandora Necklaces
Louboutin Outlet
Adidas Outlet Store
Yeezy Shoes
Asics Gel Kayano
Valentino Outlet
Christian Louboutin Outlet
Yeezys
Pandora Bracelet Charms
Asics Sneakers
Yeezy 500
Nike Air Max 98
Pandora Bracelets
Nike Running Shoes For Women
Timberland Outlet
Nike Air Max 98 Gundam
Skechers Go Walk
Fila Sneakers
Nike Air Max 95 Essential
Adidas Yeezys
Yeezy Boost
Pandora Jewelry Store
Asics Gel Nimbus
Red Valentino
Hermes Belt Men
Puma Store
Cortez
Adidas Originals
Timberland Store
Adidas Yeezy
Red Bottom Shoes
Christian Louboutin Heels
ИмяЦитировать
Страницы: 1 2 3 След.
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал