Оглавление

  • Основные вопросы философской истории естественных религий (prolegomena) 13
    • Глава первая. Предварительная 15
      • I. Сознание языческое и язычествующее 15
      • II. История язычества, как история постепенного раскрытия доступной естественному религиозному сознанию истины и как история постепенного уяснения последним своих границ 25
      • III. Частные проблемы Пролегомен и руководящая точка зрения 37
    • Глава вторая. Психологическая закономерность религиозного процесса (психология веры): вера в знании 41
      • I. Религиозная вера, как биогенетический принцип психологии 41
      • II. Примат религиозной веры в жизни нашего сознания 45
      • III. Религиозная природа основного критерия истины 50
      • IV. Религиозная вера, как необходимое восполнение знания, требуемое идеалом истины 53
      • V. Понятие религиозной веры в ее отношении к знанию 57
    • Глава третья. Психологическая закономерность религиозного процесса (психология веры): вера в воле 63
      • I. Волевая природа веры и верующая природа воли 63
      • II. Религиозная вера, как основание свободы 69
      • III. Религиозная вера, как основание нравственного закона 78
      • IV. Религиозная вера в ее отношении к воле 86
    • Глава четвертая. Психологическая закономерность религиозного процесса (психология веры): вера в жизни чувства 89
      • I. Сердце, как средоточение нашей духовной жизни, и чувство таинственного (мистического) единения с Божеством, как средоточение жизни сердца 89
      • II. Религиозная природа так называемых суждений оценки 97
      • III. Определение веры в ее отношении к чувству 103
      • Общие выводы о психологической закономерности религиозного процесса 108
    • Глава пятая. Закономерность мифологического процесса (религия и мифология) 115
      • I. Господствующие гипотезы 115
      • II. Установка объяснительного принципа 125
      • III. Разъяснение принципа 130
      • IV. Применение принципа и общие выводы 135
    • Глава шестая. Социологическая закономерность религиозного процесса (религия и социология) 143
      • I. Мнимые и действительные задачи социологии в отношении к вопросу о религии 143
      • II. Религия в соотношении с социальными факторами. (Статика общественно-религиозного сознания) 152
      • III. Законы смены форм религиозного сознания. (Общественно-религиозная динамика) 166
    • Глава седьмая. Историческая закономерность религиозного процесса (религия в истории) 175
      • I. Невозможность априорно-дедуктивного построения религиозной истории человечества 175
      • II. Невозможность апостериорно-индуктивного построения религиозной истории человечества 186
      • III. О различии номологической и телеологической точек зрения на историко-религиозный процесс 200
    • Глава восьмая. Телеологическая закономерность религиозного процесса. (мысл истории язычества) 214
      • I. Пантеистическая и теистическая точки зрения на вопрос о смысле истории язычества 214
      • II. Язычники некогда знали Бога 221
      • III. Психология отпадения язычников 228
      • IV. Томление язычников по истинном Боге 234
      • Методологическое примечание 242
  • Религии Индии 247
    • Отдел первый. Древнейший период Индийской религии - Ведаизм 249
      • Глава первая. Предварительная 249
        • I. Самхита Риг-Веды, как источник, и вопрос о хронологических датах 249
        • II. О методах толкования Риг-Веды 255
        • III. Климато-географическая и социально-исторические условия жизни индийцев в Ведийскую эпоху 265
        • IV. Исходная точка процесса 276
        • V. Основные моментв в развитии Ведийской религии 282
      • Глава вторая. Божество, как начало этическое 288
        • I. Дьяус-Азура-Питар, как высшее Бошеств до-Ведийской эпохи, воспоминание о котором ясно хранилось и в эпоху Ведийскую 288
        • II. Варуна, как конкретное откровение Дьяуса-Азуры-Питара в религиозном сознании древнейших арийцев и как его заместитель 301
        • III. Концепция Атидий и вопрос о первоначальной форме индийского религиозного сознания 316
      • Глава третья. Божество, как начало космическое 326
        • I. Вопрос о зле, как стимул для перехода индийского религиозного сознания с этической на космическую точку зрения. Объяснительный принцип 326
        • II. Божества света и светил небесных 333
        • III. Божества влаги и сферы воздушной 342
        • IV. Концепция Индры 346
      • Глава четвертая. Божество, как начало мистическое 363
        • I. Спор о первенстве между Варуной и Индрой и разрешение этого спора 363
        • II. Концепция Агнии в его троякой функции и троякос значении 372
        • III. Собственно религиозное (мистико-религиозное) значение Агни 383
        • IV. Сома и Бригаспати или Браманаспати 392
        • Кризис мифологического сознания древней Индии 402
    • Отдел второй. Браманизм 407
      • Глава первая. Предварительная 407
        • I. Культурно-социальные условия возникновения Браманизма 407
        • II. Организация Вед и ее основной принцип 412
        • III. Первая (неудавшаяся) попытка Индийского религиозного сознания подняться над мифологическим миросозерцанием: концепция Праджапати 424
        • IV. Действительный подъем религиозного сознания Индии над мифологическим миросозерцанием: 1) концепция Атмана, как единого, духовного космического Первопринципа 430
        • V. Действительный подъем религиозного сознания Индии над мифологическим миросозерцанием: 2) концепция Брамы, как субъективного откровения Атмана 435
      • Глава вторая. Теология Браманизма 443
        • I. Характеристика Упанишад с точки зрения теории религиозного познания 443
        • II. Учение Упашинад о Браме-Атмане - Символическое и умозрительное 453
        • III. Брама-Атман в его отношении к миру, в связи с вопросом о призрачности мира (Майя) 463
      • Глава третья. Психология, этика и эсхатология Браманизма 476
        • I. Психология Браманизма 476
        • II. Сотериология и этика Браманизма 486
        • III. Эсхатология Браманизма 499
      • Глава четвертая. Философия школы, как саморазложение непосредственной религиозной философии Браманизма 514
        • I. Общие сведения о школах и наша специальная задача в отношении к ним 514
        • II. Монистическо-идеалистическое направление философской мысли в браманистической Индии (две Веданты) 519
        • III. Дуалистическо-реалистическое направление философской мысли в браманистической Индии (Санкья и Вайсешика) 526
        • IV. Мистико-объединительное направление философской мысли в браманистической Индии (Йога) 537
        • Кризис религиозно-пантеистического Индии 547
    • Отдел третий. Буддизм 548
      • Глава первая. Предварительная 548
        • I. Условия возникновения Буддизма. Буддизм и философия Санкьи. Буддизм м Джайнизм 548
        • II. Логика сказаний о жизни основателя Буддизма 560
        • III. Основная тенденция первоначального Буддизма и план нашего дальнейшего анализа буддийского вероучения 569
      • Глава вторая. Первая "святая" истина Буддизма: "все в пламени", "бытие-страдание" 573
        • I. Мнения ученых 573
        • II. Характеристика буддийского пессимизма до первоисточникам 579
        • III. Призрачность мира, по учению буддийских первоисточников 586
        • IV. Непоследовательностть Буддизма 593
      • Глава третья. Вторая "святая" истина Буддизма: учение о "цепи причинностей" 601
        • I. Формула и ее разъяснение по первоисточникам 601
        • II. Самсара и карма, как необходимое предположение буддийского учения о "уепи причинностей" 611
        • III. Гносеологическая природа и метафизические следствия буддийского учения о "цепи причинностей" 620
        • IV. Учение о самсаре и карме, как выражение практических постулатов религиозного сознания 627
      • Глава четвертая. Третья "святая" истина Буддизма: нирвана 636
        • I. Противоположность двух господствующих мнений о нирване 636
        • II. Учение первоначального Буддизма о нирване 645
        • III. Учение позднейшего Буддизма о нирване 652
        • IV. Архатство, как положительная сторона, по существу отрицательного, понятия нирваны 658
      • Глава пятая. Четвертая "святая" истина Буддизма: "путь к спасению" 668
        • I. Общий характер буддийской этики и ее место в ряду других этических систем 668
        • II. Первая ступень буддийского "пути ко спасению": добродетели справедливости 674
        • III. Вторая ступень буддийского "пути ко спасению": созерцательное самоуглубление 681
        • IV. Третья (высшая) ступень буддийского "пути ко спасению": мудрость 692
        • Кризис атеистического создания Индии 701
      • Глава заключительная. Индуизм, как граница естественного религиозного сознания и как выражение потребности в помощи свыше 704
        • I. Общая характеристика Индуизма 704
        • II. Тримутри 710
        • III. Индуистское учение об аватарах 714
        • IV. Реформационная попытка Общества Брамо-Сомадж и ее внутренний смысл 718
        • Ретоспективный взгляд 722
  • Приложение 727
    • Литература, извлечения из источников и специальные подробности 727
    • Addenda et corrigenda 764

Читать книгу

Оригинальное название: Религiозное сознанiе язычества

Издательство: Университетская типография

Место издания: М.

Год издания: 1902

Количество страниц: 765 с.

Рубрики: Русская философия

Религиозное сознание язычества


Данная работа является докторской диссертацией, подготовленной с целью «содействовать освобождению современного христианского сознания от обольщающих призраков язычества». По мнению автора, критерием в оценке любых верований является «истина бытия Божия», в многообразные отношения с которой вступает религиозное сознание. Введенский считал, что для языческого («естественного») сознания бытие Божие открывалось только частично, критиковал, особенности и недостатки «ложной религиозной жизни», понимая ее как «мировую трагедию веры». В этой работе получили развитие идеи относительно религиозного сознания, развитые учителем Введенского — В.Д. Кудрявцевым-Платоновым в цикле «Из чтений по философии религии». Универсальная идея религиозного развития, предложенная Кудрявцевым-Платоновым, у Введенского предстала в концепции «естественного» религиозного сознания, устремленного к поиску положительной религиозной истины, но постепенно приходящего к полной деградации.