Оглавление
- I. О методе наук наблюдательных.
- Глава I. Деления в природе. Собирание фактов. - Цель его. - Первый прием - классификация. - Скачки в природе. - Естественные науки с несовершенной классификацией
17
- Глава II. Метода классификации. Сравнение. - Гомологи. - Их неизбежность. - Единство органического состава. - Физиологическое начало Кювье. - Сходство в устройстве и сходство в отправлениях. - Естественная система. - Неопределенность начал. - Важные признаки. - Сравнение по положению. - Ставнение по форме- Переходные формы.
34
- Глава III. История развития. Мнение Шлейдера. - Зрелость организмов. - Превращения. - Теория Кильмайера. - Ошибка Карла Фохта. - Теория черепа. - Части слитные и сложные. - Возвратная метаморфоза. - Надежность изучения разных форм. - Заключение: в науке главное - мысль, а не факт
62
- II. Органические категории.
- Две статьи. - Происхождение идей. - Механическая категория натуралистов. - Декарт и Каспар Вольф. - Происхождение органических категорий. - Значение категорий вообще. - Действительность и факты. - Понимание истории и прогресса. - Языки вообще. - Гегелевская философия, как органическое понимание вещей. Перечень органических категорий по Куно Фишеру
86
- III. Интересы естественных наук
- 1). Интерес теоретический. Запрос на естественно-исторические познания. - Мнения о их пользе. - Неверность и непрактичность этого мнения. - Наука без пользы и польза без науки. - Прикладные науки. - Существование теоретического интереса. - Лекции Ценковского. - Необходимость проведения начал и осмысливания фактов. - Примеры противного: Генле, Кювье о рыбах. - Лекарственные свойства растений. - География организмов. - Рассказы о нравах и обычаях животных. - Изложение науки и каталоги фактов
108
- 2). Интерес эстетический. Неопределенная занимательность знания. - В чем состоит особое удовольствие, возбуждаемое занятием естественными науками? - Здоровое занятие. - Мирные радости натуралистов. - Животные. - Растения. - Камни. - Глубина и древность эстетических отношений человека к природе. - Необходимость строго различать троякий интерес естественных наук: утилитарный, теоретический и эстетический
133
- IY. Естественные науки и общее образование.
- Вступление. Притязание естественных наук. - Разделение наук о природе. - Естественные науки в тесном смысле или естественная история
147
- 1). Общее образование. Идея общего образования. - Энциклопедизм. - Идеал образованной жизни. - Уродливость в развитии. - Детские книжки. - Понимание чужой религии. - Настоящие учебные предметы и учебники
152
- 2). Метода. Метода естественных наук. - Постепенное образование новых понятий. - Терминология. - Естественное родство. - Большее и меньшее совершенство. - Подчинение и связь организмов. - Система особых понятий. - Развитие. - Непонимание методы. - Индукция. - Смешивание естественно-исторической методы с методою наук механических
164
- 3). Учебный предмет. Естественные науки, как общеобразовательный предмет. - Их элементарность, строгость, трудность; возможность полного усвоения; возможность упражнений; отвлеченность. - Необходимость их как наук объективных
183
- 4). Положение дела. Молчание наших натуралистов. - Опасение верхоглядства. Несовершенность естественных наук. - Затруднения, вытекающие из их объективности. - Заключение из этих затруднений в их пользу 189
Оригинальное название: О методѣ естественныхъ наукъ и значеніи ихъ въ общемъ образованiи
Издательство: Тип. Эдуарда Праца
Место издания: СПб.
Год издания: 1865
Количество страниц: 202 с.
Рубрики:
Русская философия
Теги:
Наука, Естествознание, Методология, Сциентизм, Позитивизм, Натурфилософия