Краткая библиографическая справка


АСМУС Валентин Фердинандович 

[р. 18 (30) дек. 1894] – сов. философ, профессор (с 1935), доктор философских наук (с 1940). Окончил историко-филологич. фак-т Киевского университета (1919). С 1919 ведет научно-исследовательскую и педагогич. работу. Профессор Московского университета (с 1939) и старший науч. сотрудник сектора эстетики Института мировой литературы имени А. М. Горького (с 1956). Автор многочисленных работ по вопросам истории философии (в частности, истории нем. идеализма и рус. философии), истории логики, эстетики и литературоведения. Участвовал в создании труда "История философии" (т. 1, 1940), за что удостоен Сталинской премии (1943).

Соч.: Диалектический материализм и логика, Киев, 1924; Очерки истории диалектики в новой философии, [2 изд.], М.–Л., 1930; Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; Маркс и буржуазный историзм, М.–Л., 1933: Гёте в "Разговорах" Эккермана, в кн.: Эккерман И. П., Разговоры с Гёте в последние годы его жизни, пер. [с нем.], [М.–Л.], 1934; Логика, [M.], 1947; Учение логики о доказательстве и опровержении, |М.], 1954; Декарт, М.. 1956; Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии" 1955, No 5, 1957, No 6, 1959, No 11; Шиллер как философ и эстетик, в кн.: Шиллер Ф., Собр. соч., т. 6, М., 1957; Философия в Московском университете во второй половине XIX века, "Уч. зап. МГУ. Философский фак.", 1958, вып. 190; Послесловие к кн.: Рассел Б., История западной философии, М., 1959.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

АСМУС Валентин Фердинандович 

[18(30). 12. 1894, Киев, - 5.6.1975, Москва], сов. философ, д-р филос. наук (1940). Окончил историко-филологич. факультет Киевского университета (1919). С 1919 на научноисследоват. и педагогич. работе. Проф. Моск. университета (с 1939) и старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1968). Осн. работы по вопросам истории философии (в частности, истории нем. идеализма и рус. философии), теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании труда «История философии».

Диалектич. материализм и логика, К., 1924; Диалектика Канта, М., 19302; Логика, [М.], 1947; Учение логики о доказательстве и опровержении, [М.], 1954; Декарт, М., 1956; Демокрит, М., 1960; Нем. эстетика 18 в., М., [1963]; Проблема интуиции в философии и математике, ?., 19652; Избр. филос. труды, т. 1—2, М., 1969—71; Иммануил Кант, М., 1973; Платон, ?., 19752; Античная философия, М., 19762.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. ИльичёвП. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

АСМУС Валентин Фердинандович 

[18(30).12. 1894 - 05.06.1975] - философ, спец. в обл. истории филос., логики, эстетики, теории культуры. Род. в Киеве. Со стороны отца был потомком обрусевших немцев. Закончил в 1919 ист.-филол. ­ф-т Киевского ­ун-та по отделению филос. и рус. словесности. С этого вр.- на пед. и науч.-иссл. работе, сначала в киевских вузах, а с 1927 в Москве - в Ин-те Красной профессуры, в Академии ком. воспитания им. Н.К.Крупской, в МИФЛИ, где он читал лекции по истории филос. В 1918 за иссл. филос. взглядов Л.Н.Толстого и Б.Спинозы ему была присуждена премия им. Л.Толстого. Во второй половине 20-х гг. был одним из организаторов науч.-иссл. работы в Ин-те филос. Ком. академии: был членом бюро секции современной филос. (в это бюро входили еще Я.Э.Стэн и Г.К.Баммель); в подготавливавшейся в те годы «Философской энциклопедии» был одним из руководителей отдела «Современная философия» (см.: «ПЗМ». 1929. №1. С.203, 206). В 30-х гг. опубликовал ряд литературоведческих работ, посвященных Гёте, Толстому, Лермонтову, где талант писателя сочетался с глубиной филос. анализа. С 1939 - проф. кафедры филос. МГУ. С 1940 - д-р филос.наук. Ст. н.с. Ин-та мировой литературы (с 1956). С 1968 - ст. н.с. ­ИФ АН СССР. Как вспоминает проф. МГУ Б.Г.Сафронов, слушавший в молодые годы лекции этого ученого, А., читавший курсы практически по всем разделам европ. филос., поражал своих слушателей общей академической культурой, «на фоне современной ему филос. публицистики он казался человеком не совсем современным». Один из авторов и ред. «Истории философии» (М., 1940-1943); лауреат Гос.премии (1943). Всеобщее признание заслужила обширная деятельность А. в обл. истории филос. В его трудах представлены иссл. по истории античной филос. А. занимался досократиками, атомистическим материализмом, Платоном, Аристотелем, римским эпикуреизмом. Иссл. филос. XVII-XVIII вв. Его внимание привлекали Ф.Бэкон, Декарт, Спиноза. Наибольший интерес вызывала нем. класс. филос., в особенности филос. Канта. Согласно завещанию, А. был похоронен с графическим портретом И.Канта в руках. Особую линию иссл. А. составили филос. и эстетика в России. Ряд его работ посвящен А.С.Пушкину, П.Я.Чаадаеву, А.С.Грибоедову, М.Ю.Лермонтову, Л.Н.ТолстомуН.Г.Чернышевскому, философам рус. символизма, К.С.Станиславскому, А.Н.Скрябину. Автор многих статей для энциклопедических изд. (БСЭ, ФЭ, Литературная энциклопедия и др.). Нельзя не отметить гуманистическую направленность его филос., культурол., литературоведческих трудов, утверждавших право человека на духовность, на творч. жизнь и индивидуальную свободу. В этом отношении характерна, напр., его статья «Шиллер об отчуждении в культуре XVIII в.», где А. дает глубокий анализ сущности и причин отрицательного воздействия на человека и на развитие культуры разделения труда, специализации в разл. обществ. формациях, особенно при капитализме. Он утверждал, что узкий профессионализм труда ведет к «искалечению личности», обусловливают «трагизм личности, разорванной между естественным... и законным стремлением к всесторонности, гармоничности... всех потребностей, запросов, всех сторон дух. жизни и между вынужденным чрезмерным развитием какой-нибудь... одной узкой способности в ущерб всему остальному, живому,.. но подавленному и неудовлетворенному...» (Историко-философские этюды. С.140-183). Анализируя «Письма об эстетическом воспитании человека» Шиллера, разделяя его отрицательное отношение к враждебным человеку последствиям разделения труда («вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам становится обрывком своего занятия, своей науки»), А. вскрывает и ист. ограниченность филос. сознания той эпохи (Шиллер, напр., видел выход из создавшегося положения в эстетич. воспитании человека). А. показывал исторически преходящий характер отчуждения. Он был убежден, что в будущем благодаря развитию социокультурных и экон. факторов отчуждение постепенно будет преодолено (см., напр., работу 1926. С.73-75). Большое значение имела написанная А. «Логика», вышедшая в 1947,- она была «в сущности, первой работой по формальной логике, вышедшей после долгого периода, в течение к-рого у нас вообще не выходили никакие труды по формальной логике. Это была эпоха нигилистического отрицания формальной логики, недооценки ее теор. и педагогического значения» (Предисловие // Избранные философские труды. Т.1. М., 1969. С.5). Кн. широко использовалась в качестве учебного пособия в вузах, положила начало изд. науч.-пед. литературы по логике в послевоенный период. Существенное влияние на разработку проблем док-ва и аргументации оказала кн. А. «Учение логики о доказательстве и опровержении». А. был заслуженным деятелем науки РСФСР, членом Междунар. ­ИФ в Париже. Как человека, педагога и ученого его характеризовали безупречная интеллигентность, личная честность и бескомпромиссность, высокий профессионализм, преданность творч.

Соч.: Диалектический материализм и логика. Киев, 1924; Противоречия специализации в буржуазном сознании // ПЗМ. 1926. №9-10; Логическая реформа А.Богданова (По поводу доклада А.Богданова «Пределы научности рассуждения») // В. Ком. Академии. 1927. Кн.22; Этика Спинозы // ПЗМ. 1927. №2-3; Диалектика в системе Декарта // В. Ком. академии. 1928. Кн.25; Диалектика и антиномии Канта. Там же. 1928. Кн.29; Диалектика Канта. М., 1929; В защиту вымысла («литература факта» и факты литературы) // Печать и революция. 1929. II; Очерки истории диалектики в Новой философии. М.-Л., 1930; К вопросу о логике естественных и исторических наук // Научное слово. 1930. №6; Эстетика Гегеля // Литература и марксизм. 1931. №6; Философия фашизирующейся Германии: Освальд Шпенглер и его философия истории // Социалистическая реконструкция и наука. 1932. №5, 6, 7; Маркс и буржуазный историзм. М.-Л., 1933; Гете в «Разговорах» Эккермана // Эккерман И.Н. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.-Л., 1934; Н.Г.Чернышевский как диалектик // ПЗМ. 1939. №5; Круг идей Лермонтова. М., 1941; Логические законы мышления // ПЗМ. 1944. №4-5; Логика. М., 1947; Учение логики о доказательстве и опровержении. М., [1954]; Декарт. М., 1956; Шиллер как философ и эстетик // Шиллер. Собр. соч. в 6 т. М., 1957; Демокрит. М., 1960; Немецкая эстетика 18 в. М., 1963; Проблемы интуиции в философии и математике. М., 1965; Избр. философские труды. Т.1-2. М., 1969-1971; Иммануил Кант. М., 1973; Платон. М., 1975; Античная философия. М., 1976; В.С.Соловьев: Опыт философской биографии // ВФ. 1988. №6; Философия в Киевском университете в 1914-1920 гг. (Из воспоминаний студента) // ВФ. 1990. №8; Философские задачи Логики (лекция pro venia legendi) // Путь. 1995. №7 (материал из семейного архива); О творчестве Мусоргского (Вступительное слово перед концертом 26.02.1921) // Там же (из семейного архива); Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // ВФ. 1995. №1.

А.П.Алексеев.

П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.

Книги