Персонали

Бакунин Михаил Александрович

Краткая библиографическая справка


Бакунин, Михаил Александрович 

[18(30).V.1814, усадьба Премухино Новоторжского у. Тверской губ., — 19.VI.(1.VII).1876, Берн, Швейцария] — рус. революционер, публицист, один из идеологов народничества и анархизма. Род. в дворянской семье. Учился в Петерб. артиллерийском училище, в чине прапорщика вышел в отставку (1835). Вступив в московский кружок Н. В. Станкевича, Б. вскоре занял в нем видное положение. В 1836 он выступил в печати с переводом «Лекции о назначении ученых» Ф. Фихте. Способствовал знакомству В. Г. Белинского с учением Фихте, а затем Г. В. Гегеля. Первая оригинальная статья Б. «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика» («Московский наблюдатель», 1838, ч. 16) выражала взгляды членов кружка и явилась программой обновленного журнала. Так же, как и следующая работа Б. «О философии» («Отечественные записки», 1840, т. 9, № 4), эта статья толковала в консервативном духе гегелевский тезис «все действительное — разумно». Сблизившись с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, Б. начинает отходить от правого гегельянства. В 1840 Б. едет за границу для изучения философии. В Берлине сближается с И. С. Тургеневым. В статье «Реакция в Германии» («Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst» — «Немецкие летописи науки и искусства», 1842, № 247—51, под псевдонимом Жюль Элизар) Б. предсказывает близкое крушение старых порядков и призывает к революции. Статья свидетельствовала о переходе Б. к левому гегельянству и революционному демократизму и была восторженно принята Белинским и Герценом. Познакомившись в Швейцарии с В. Вейтлингом, Б. заинтересовался утопич. социализмом. Из-за отказа Б. вернуться в Россию, он в 1844 был заочно приговорен к каторжным работам.

Переехав в Париж, Б. познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, сблизился с П. Ж. Прудоном. В письме к редактору газеты «La Réforme» (27 янв. 1845) и в речи на митинге в годовщину польского восстания (17 сент. 1847) Б. оптимистически оценивает перспективы революц. движения в России. Демократизм Б. в сочетании с идеями объединения славян в слав. федерацию для борьбы с рус. царизмом и Австр. империей нашел яркое выражение в двух воззваниях к славянам (1848).

Б. принимал участие в Славянском съезде и Пражском восстании (1848), был одним из руководителей Дрезденского восстания (1849). За революционную деятельность дважды был приговорен к смертной казни (в Саксонии, а затем в Австрии), замененной в обоих случаях пожизненным заключением. В 1851 был выдан царскому правительству и заключен в Алексеевский равелин. В «Исповеди», написанной по предложению царя, притворно покаялся в своих «преступлениях». В 1857 отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 через Японию и Америку бежал в Лондон. Сотрудничал с Герценом и Огаревым, был связан с «Землей и волей». В брошюре «Народное дело. Романов, Пугачев или Пестель?» (Лондон, 1862) Б. заявлял, что главную роль в революц. движении будет играть народ, выдвигал требования нар. самоуправления, вслед за Герценом звал молодежь идти в народ. При содействии Маркса вступил в 1-й Интернационал (1864). Перевел на рус. язык «Манифест Коммунистической партии», принимался переводить «Капитал». В речи на конгрессе Лиги мира и свободы (1868) Б. заявлял, что наступает эра рабочего социализма.

В 1868 Б. редактировал первый номер нелегального журн. «Народное дело». В сер. 60-х гг. основал в Италии анархистский союз «Братство», а затем в Швейцарии — «Международный альянс социалистической демократии». Добившись приема «Альянса» в Интернационал на правах одной из женевских секций, Б. сохранил его как тайную междунар. орг-цию, с помощью к-рой вел фракционную борьбу против Маркса. В 1872 Гаагский конгресс исключил Б. и его сторонников из Интернационала.

Основы анархистского мировоззрения наиболее полно и подробно изложены Б. в книге «Государственность и анархия» (1873). Большие надежды он возлагал на крестьянство, значительная роль отводилась им также деклассированной интеллигенции, босякам, уголовным преступникам. Рабочий класс, по мысли Б., должен был явиться лишь застрельщиком будущей революции. Идеал Б. — уничтожение гос-ва и всего гос. аппарата в результате всеобщего крест. восстания. «У Бакунина, — писал Энгельс, — своеобразная теория — смесь прудонизма с коммунизмом, причем в его прудонизме самым существенным является то, что главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал, а следовательно, и не классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, возникшую в результате общественного развития, а государство» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). Другие работы Б. этого периода — «„Альянс“ и Интернационал», «Интернационал и Мадзини», «Письма к французу» и др., посвящены вопросам междунар. анархизма. Б. считал себя материалистом и атеистом, называл себя сторонником историч. материализма, по существу же он извращал марксизм в духе «экономич. материализма». Анархич. идеи Б. оказали большое влияние на мелкобурж. слои общества, на непролет. массы и распространились в капиталистически слабо развитых странах — Италии, Испании, Лат. Америке. В России взгляды Б. оказали сильное влияние на народничество 60—70-х гг. — на заговорщич. организацию С. Г. Нечаева, на рус. анархизм нач. 20 в., с к-рым вели борьбу большевики. В зап.-европ. освободит. движении реакц. роль идей бакунизма определялась тем, что своим анархич. отрицанием классовой борьбы, защитой бурж. индивидуализма они противостояли марксизму и пролет. движению. Однако в России в допролет. период освободит. движения бунтарские идеи Б., направленные против самодержавия, оказывали относит. революционизирующее воздействие на демократически настроенные слои разночинной интеллигенции, чем и объясняется столь высокая оценка деятельности Б. со стороны мн. лучших представителей передовой части тогдашнего рус. общества.

Характер публицистики Б. определяется тем, что он прежде всего был революционером-практиком. Все его многочисл. соч. написаны на злобу дня и носят преим. агитац. и полемич. характер. По форме большинство из них — обращения, прокламации, речи или письма. Переписка Б., в частности с Белинским, содержит большой материал для изучения рус. обществ. мысли 19 в.

Б. был яркой, исключительно активной натурой. «В этом человеке, — писал Герцен, — лежал зародыш колоссальной деятельности, на которую не было запроса... Поставьте его куда хотите, только в крайний край... Его рельефная личность, его эксцентрическое и сильное появления везде... — делают из него одну из тех индивидуальностей, мимо которых не проходит ни современный мир, ни история» (Собр. соч., т. 10, 1956, с. 315).

По словам Чернышевского, Б. имел «...самое сильное и благотворное влияние на развитие наших литературных понятий...», он затмевал «... величайших ораторов блеском красноречия...» (Полн. собр. соч., 1950, т. 7, с. 449). Не случайно характерные черты Б.-человека нашли отражение в образах, созданных рус. писателями 19 в. Тургенев пытался изобразить черты Б. в образе Рудина. Однако, по мнению Герцена и Н. Г. Чернышевского, писатель не понял сильных сторон характера революционера. Нек-рые исследователи (Л. П. Гроссман и др.) считают, что Ф. М. Достоевский писал Ставрогина, имея в виду Б. В сов. время К. А. Федин вывел Б. в драматич. сценах «Бакунин в Дрездене» (1922).

Соч.: Избр. соч., т. 1—5, П., 1919—21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934—35; Речи и воззвания, СПБ, 1906; Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву, Женева, 1896, (Перепеч. ссокращ. в СПБ, 1906); Oeuvres, t. 1—6, P., 1895—1913; Gesammelte Werke, Bd 1—3, B., 1921—24; Obras completas, v. 1—5, B. Ayres, 1924—29.

Лит.: Маркс К., Международное Товарищество Рабочих и Альянс социалистической демократии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, М., 1936; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 15, М., 1933; Энгельс Ф., Доклад об Альянсе Социалистической Демократии, представленный Гаагскому конгрессу от имени Генерального совета, там же, т. 13, ч. 2, М., 1940; его же, Эмигрантская литература, там же, т. 15, М., 1933; Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, М., 1951; Ленин В. И., Анархизм и социализм, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Памяти Герцена, там же, т. 18; Плеханов Г. В., О социальной демократии в России, Соч., т. 9, М., 1925; его же, Предисловие к русскому изданию книги А. Туна «История революционного движения в России», там же, т. 24, М. — Л., 1927; Белинский В. Г., Письма, Полн. собр. соч., т. 11—12, М., 1956; Герцен А. И., Михаил Бакунин, Собр. соч., т. 7, М., 1956; его же, Былое и думы, там же, т. 9—11, М., 1956—57; его же, М. А. Бакунин, там же, т. 16, М., 1959; Анненков П. В., Литературные воспоминания, М., 1960; Тучкова-Огарева Н. А., Воспоминания, М., 1959; Материалы для биографии М. Бакунина, т. 1—3, М. — Л., 1923—33; Корнилов А. А., Молодые годы Михаила Бакунина, М., 1915; его же, Годы странствий Михаила Бакунина, Л. — М., 1925; Блок А. А., Михаил Александрович Бакунин. Соч. в двух томах, т. 2, М., 1955; Полонский В. П., Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление, т. 1, 2 изд., М. — Л., 1925; Гроссман Л. П. и Полонский Вяч., Спор о Бакунине и Достоевском, Л., 1926; Стеклов Ю. М., Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814—1876, т. 1—4, М., 1926—27; Березина В. Г., Белинский и Бакунин в 1830-е годы, «Уч. зап. ЛГУ», 1952, № 158. Сер. филологич. наук, вып. 17; Козьмин Б. П., Русская секция 1-го Интернационала, М., 1957; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX века, М., 1958; Nettlau M., The life of Michael Bakunin, v. 1—2, L., 1896—1900; Billig J., Der Zusammenbruch des deutschen Idealismus bei den russischen Romantikern (Bjelinski, Bakunin), B., 1930; Venturi F., Il populismo russo, v. 1—2, [Torino], 1952; Masaryk Th. G., The spirit of Russia. Studies in history, literature and philosophy, transl. from the German original, v. 1—2, 2 ed., L. — N. Y., 1955; Lampert E., Mikhail Bakunin (1814—1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.

Библ. см. также в кн.: Полонский Вяч., Краткая история жизни Михаила Бакунина 1814—1876, 2 изд., М., 1924; Деятели революционного движения в России. Био-библиографич. словарь, т. 2, вып. 1., М., 1929; История СССР, Указат. сов. лит-ры, 1917—52, т. 2, М., 1958.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1962—1978. 

Бакунин Михаил Александрович 

[18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии, — 19.6(1.7).1876], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге, недолго служил офицером, в 1835 вышел в отставку. Во 2-й половине 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. В эти годы Б. — последователь философии И. Фихте, позднее — Г. Гегеля. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). В Берлинском университете Б. слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по "философии откровения" (1840). Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст. "Реакция в Германии" (1842), которую приветствовали в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистическим движением. В Париже (1844) сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Деятельность Б. за границей обратила на себя внимание царских властей. Требованиям правительства о возвращении на родину Б. не подчинился. В 1844 заочно приговорён Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу. 17(29) ноября 1847 в Париже на собрании в память Польского восстания 1830—31 Б. произнёс речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства был выслан из Франции. Принимал деятельное участие в Революции 1848—49, причём особенно интересовался движением славянских народов. Участник славянского съезда в Праге (1848), Б. стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12—17 июня 1848). В двух воззваниях к славянам призывал их к сближению с немецким и венгерским народами, к созданию славянской федерации, протестовал против интервенции Николая I в Венгрию (1849). В мае 1849 — один из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления арестован в Хемнице, в апреле 1850 приговорён саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 военным судом в Ольмюце вторично приговорён к смертной казни, которая также была заменена пожизненным заключением. Вслед за этим австрийскими властями выдан Николаю I и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где по предложению царя написал "Исповедь", в которой, не компрометируя никого, рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. Форма этого документа порой носила характер покаяния, что можно объяснить тактикой Б., стремившегося любой ценой вырваться на волю. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1862—63 сотрудничал с Герценом и Огаревым, был связан с первой "Землёй и волей". В 1864—67 жил в Италии, затем в Швейцарии. Во время франко-прусской войны участвовал в Лионском восстании (сентябрь 1870), в 1874 — в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Умер в Берне (Швейцария), там и похоронен.

К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Б., получивших распространение в ряде стран Запада и в России (см. Анархизм).

История, по Б., — эволюционный процесс, шествие человечества из "царства животности" в "царство свободы". Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество — строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением М. Штирнера. Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг "свободной федерации" земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Б. и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов и т.д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал её действительного содержания, её экономических и политических условий, подлинной исторической миссии рабочего класса. Он возлагал главные надежды на крестьянство и на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 60—70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта (см. "Федерализм, Социализм и Антитеологизм", в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125—27). Называя себя сторонником материалистического понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе "экономического материализма". В конце 1864 Б. вступил в Международное товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), но фактически вёл работу против Интернационала, создав тайное "Интернациональное братство" анархистского характера. В 1868 в Швейцарии основал анархистскую организацию "Международный альянс социалистической демократии" (L'Alliance Internationale de la democratic Socialiste), добиваясь принятия её в Интернационал как самостоятельной международной организации. Встретив отказ и объявив о роспуске открытого "Альянса", Б. и его сторонники на самом деле сохранили свой тайный союз и при его посредстве всячески стремились овладеть руководством в Интернационале. Систематическая раскольническая кампания Б. против руководимого К. Марксом Генерального совета Интернационала наносила серьёзный ущерб международному рабочему движению и угрожала самому существованию Интернационала. На Гаагском конгрессе (1872) Б. был исключен из Интернационала.

С русским революционным движением связи Б. снова стали активными в 1868—70. Под его редакцией в 1868 в Женеве вышел первый номер журнала "Народное дело". В 1869 Б. вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым, через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869—70 относится ряд печатных обращений Б. к русской демократической молодёжи. В 1873 появилась книга Б. "Государственность и анархия", которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Б. называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование "русского народного идеала", главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее "права на землю", присущей русскому крестьянину. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что "ничего не стоит поднять любую деревню", Б. подчёркивал недостаточность "частных вспышек" (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления "всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединёнными общинами". Под прямым воздействием Б. сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х гг. и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крестьянских масс. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ф. Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев, отчасти чайковцев, во "Всероссийской социально-революционной организации" (кружок "москвичей"). Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику "Земли и воли" 70-х гг. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской социал-демократии.

Против анархистских взглядов Б. и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов подверг критике главные основы обществ, мировоззрения Б. и показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России. Против анархизма, во всех его формах, боролся В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов 70-х гг. 19 в.

Соч.: Избр. соч., т. 1—5, П.—М., 1919—21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934—35.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; Марк с К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих, там же; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; его же, Эмигрантская литература, там же; Маркс К., Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же; Маркс К., Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Ленин В. И., "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Анархизм и социализм, там же, т. 5; его же. Памяти Герцена, там же, т. 21; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Наши разногласия. Соч., т. 2, М., [б. г.]; его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.]; Стеклов Ю., М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1—4, М.—Л., 1926—27; История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1, М., 1964; Революционное народничество 70-х годов 19 в., т. 1—2, М.—Л., 1964—65; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX в., М., 1958; Колпинский Н. Ю. и Твардовская В. А., Бакунин в русском и международном освободительном движении, "Вопросы истории", 1964, № 10; Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965; Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964— 1965; Пирумова Н., Бакунин, [М., 1970]; Venturi F., II populismo russo, v. 1—-2, [Torino], 1952; Lequien E., Bakounine et ie marxisme, "Revue d'histoire economique et sociale", 1954, v. 32, № 4, p. 389—412; Lamport E., М. Bakunin (1814—1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.

Ш. М. Левин.

Большая советская энциклопедия, 1969 — 1978 гг, в 30 томах. 

Лекции


Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"