Новая энциклопедия
Проблема датировки принятия иудаизма правящей элитой Хазарии считается наименее дискуссионной в исследованиях по вопросам бытования иудейской религии в хазарском каганате. Она легко разрешима с помощью сопоставления данных письменных и археологических источников.
В письменных источниках наиболее надежной датой является свидетельство арабского историка и географа – ал-Масуди, согласно которому, правители хазар приняли иудейскую религию в правление халифа Харуна ал-Рашида (786 – 809 гг.). Несколько более поздним временем датируется ряд монет хазарского чекана – подражаний арабским дирхемам, происходящих из двух северо-европейских кладов, открытых в 1915 г. в Эстонии и в 2001 г. на острове Готланд. На реверсе некоторых из них имеется арабская надпись – Musa rasul Allah, представляющая собой искажение «Шахады» – исламского «символа веры» («Моисей – посланник Бога», вместо «Мухаммад – посланник Бога»). Эта надпись бессмысленна в мусульманском контексте, но может рассматриваться как выражение определенного политического акта – хазарского «выбора веры» в пользу иудаизма. Поскольку самый ранний из кладов, содержащий упомянутые хазарские подражания дирхемам, датируется 837 г., эти монеты можно рассматривать как дополнительный аргумент в пользу датировки ал-Масуди. Благодаря сопоставлению свидетельств этих двух источников, устанавливается, что принятие иудаизма хазарской правящей элитой имело место не позднее второй четверти IX в.
Косвенным свидетельством того, что иудаизм окончательно утвердился в качестве религии правящих слоев каганата в первой половине IX в. являются более медленные изменения в характере традиционных верований населения каганата. В частности, именно в этот период происходит постепенное прекращение культа кагана и связанного с ним поклонения Тенгри-хану.
Встречающиеся в письменных источниках более ранние и более поздние датировки едва ли могут быть приняты. Дата «около 620 г.», имеющаяся в пространной редакции письма Иосифа – результат искажения текста в рукописной традиции. Во-первых, в тот год еще не мог состояться описанный в письме диспут представителей иудейской, исламской и христианской религий при дворе кагана. Во-вторых, сам Хазарский каганат к этому времени еще не сложился. Источник VIII в. – «Житие Або Тбилисского», все еще знает хазар как языческий народ и ничего не говорит о существовании в их стране иудаизма. Не подтверждается и гипотеза К. Цукермана, связывающая хазарское обращение в иудаизм с 861 г. – датой хазарской миссии Константина – Кирилла. Эта гипотеза не лишена внутренней логики, так как хазарская религиозная полемика Константина-Кирилла, описанная в его «Житии» ведется почти исключительно против иудеев, а временем не позднее 864 г. датируется первое упоминание хазарского иудаизма в христианской литературе – комментарии Христиана Друтмара к Евангелию от Матфея. Однако, свидетельство ал-Масуди и данные нумизматики опровергают ее.
Теги: Выбор веры, каган, «Житие Або Тбилисского», «Житие Константина – Кирилла», Хазарская миссия Константина-Кирилла, хазарский чекан, письмо Иосифа, Христиан Друтмар