Сегодня и вчера
Вместе с ним бросают и кошку



Два народные обычая // Нива. 1871. № 26. — С. 411.

Обратимся к великому четвергу. Во время великого поста и в особенности во время Страстной недели в польских селениях, и без того уже тихих, становится еще тише. Но тут, едва перейдет за полдень, как в домах начинается движете. Раздаются отдельные визги, шум, стукотня, звуки всевозможных инструментов, служащих для произведения шума. Это забавляется молодежь. Сначала ускользают из дому мальчики; они ищут друг друга, собираются и потом отправляются небольшими группами на площадь или в какое-нибудь другое подходящее место, — и тут-то, при помощи разных инструментов и старших парней, они поднимают такой страшный гвалт, какой услышать разве только в аду.

Шумная толпа, впереди которой идут взрослые парни, а сзади мальчики, направляется к дому местного старшины. Там на дворе уже сидит или стоит, прислонившись к чему-нибудь, чучело Иуды, для украшения которого старшина и его друзья не пожалели ничего. Красный, осыпанный толченым кирпичом, льняной парик, всклокоченная борода из того же материала и такого же цвета — необходимая принадлежность чучела. Его приветствуют криком и воем, и даже бьют палками. Вдоволь поколотивши, потоптавши и растрепавши чучело, коноводы из парней насаживают его на палку и несут с торжеством на кладбище, в середине которого стоит обыкновенно церковь.

Впереди процессии идет парень, несущий (в деревянном сосуде или в большой суповой миске) пойманную кошку. Эта кошка, вероятно, намек на пасхального агнца и на противоположность между ними, а также на фальшивость и коварство самого предателя.

С шумом и воем тянется процессия по сельским улицам. Мальчики бросают в чучело грязью и снегом; даже старики считают за благочестивое дело крикнуть вслед ему несколько бранных и ругательных слов и становятся перед дверями своих хижин, чтобы не пропустить этого зрелища.

Достигнув кладбища, толпа взрослых парней идет на колокольню. Пока они поднимаются туда, стоящие внизу молчат; но едва покажется красная борода, волосы, словом фигура Иуды, как гвалт возобновляется с такою силою, что превосходит даже прежний, — и без того уже жалкое изображение Иуды должно быть сброшено с колокольни и погибнуть на кладбище от насильственной смерти.

Вместе с ним бросают и кошку. И ей также приходится совершить воздушное путешествие. Падение кошки служит может быть также олицетворением долговечности зла. Известно, что падение с высоты только в редких случаях бывает вредно для кошки; и если бедное животное летит по воздуху с страшным криком, или же, опускаясь на землю, жалобно стонет, то восторг зрителей увеличивается до последней степени возможности.

Иуда падает и его болтающиеся члены разбиваются. На него напускают собак, и остатки растерзанного чучела до тех пор лежат на кладбище, пока ветер и непогода не разнесут их на все четыре стороны.

Но расходившаяся молодежь долго еще шумит на улицах и на рынке, и горе тому старому еврею или еврейке, которые попадутся ей в это время навстречу.

Таким образом совершались иногда самые возмутительные поступки относительно бедных, беззащитных евреев. Вследствие этого прусские и австрийские власти и обращали всегда внимание на отправление этого народного установления, или, по крайней мере, на случавшиеся при этом злоупотребления. Конечно, этот обычай принадлежит к числу таких, которые все более и более выходят из употребления, — и этому нельзя не порадоваться, так как ни по своему символическому, ни по своему нравственно-религиозному значению он не заключает в себе ничего такого, что стоило бы сохранить для будущего.




Голос Государя сначала дрожал, но скоро он овладел собою и окончил свое короткое приветствие вполне отчетливо с надлежащей интонацией
Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"