Сегодня и вчера
Два следственных дела о служении Священиками, Ивановым и Андреевым, по две литургии в день. Д. Члена Архимандрита Григория // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1877. Январь-Март. Книга первая.
Священник не может совершить, в один день более одной литургии; равно и на одном престоле в тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными Священниками. «Сия бо единость святыя жертвы (приносимой Богу в Таинстве Евхаристии) знаменует едину смерть Христову, юже единою, нас ради, подъят, и едину страсть Его, юже единою о нас претерпе». В Русской Церкви были, впрочем, примеры служения одним и тем же Священником двух обеден в день, хотя и на разных престолах. Как в подобных исключительных случаях, подлежавших Архиерейской власти, смотрели на дело и распоряжались наши Архипастыри, знать это не только любопытно, но и важно в каноническом отношении. Мы постараемся раскрыть это подробно. …В виду последовавших от иноепархиальных Архиереев мнений, в существе одинаковых, Консистория, не рассуждая о деле и не полагая своего мнения, представила оное на решение Митрополиту Тимофею. Вот резолюция Его Преосвященства: «Объявленного преступника, Попа Василья Иванова, которой, как по справке оказалось, не вдов и детей не имеет, точию одну дочь малолетную по другому году, за показанную ево важную продерзость, лишить священства вовсе, и на страх другим, при собрании в Консистории нескольких Священников, остричь на голове и бороде волосы и послать ево в Пафнутиев монастырь Боровскаго, на три года, в неисходное содержание, где быть ему, не допуская ево до входа в олтарь и ни до каких других, Священному чину подлежащих, послушаний, в черных трудах монастырских и нижеследующую епитимию исправлять, отлучив ево от причастия Св. Таин чрез оные три года, кроме смертнаго случая, а исповедываться с сокрушением о отпущении онаго содеяннаго им тяжкаго греха сердечным, во вся посты; в среды и пятки класть ему публично в церкви во время литургии по сто поклонов земных, и в те же два дни в пищу употреблять ему сухоядение, и чтоб он, Василий, показанную епитимию со усердием и сокрушением сердечным непременно исполнял, и не точию священнослужения не отправлял, но и рукою никого не благословлял, и Священником не назывался и не писался, под опасением, что ежели он, Иванов, и во оном преступлении окажется, то уже к надлежащему по Указом истязанию отослан будет в светской суд, обязать подпискою. А сверх того, как во исполнении той им, Васильевым, епитимии, так и в состоянии ево, онаго монастыря Настоятелю поручить ево в прилежное смотрение и наблюдательство искусному того монастыря Иеромонаху, и какого он, Поп Василий, в том монастыри жития и состояния находится, и со усердием ли и без роптания показанную епитимию и труды исполнять будет, о том, для надлежащаго о определении ево, Василья в церковной причет (как означенные Преосвященные Архиереи мнение свое положили) разсмотрения, из того монастыря достоверно по третям года репортовать. А понеже таковое онаго преступника дело учинилось малослыханное, то, с прописанием из него надлежащаго обстоятельства, для известия Св. Правительствующему Синоду представить доношением.» И представлено. К решенному делу Св. Синод отнесся с строгим вниманием и примечательною осторожностью. В последовавшем Указе Св. Синода изображено следующее: «Хотя Его Преосвященством означенное того бываго Попа Василья преступление важною продерзостию и малослыханным делом и почтено: но, однако ж, таковой точности, чтоб то преступление от онаго бываго Попа Василья с каковаго богопротивнаго и умышленнаго пренебрежения последовало, по выше означенному Его Преосвященства доношению (кроме токмо принесенной им в том преступлены в первом своем допросе повинной) не заключается, и по тому выше означенное Его Преосвященством того Попа Василья весма тягостное вдруг семью штрафами суждение, с правилом Василия Великаго 32, также и со изображенным в Духовном Регламенте о умалении епитимиев рассуждением, не весма имеет быть сходственно; ибо по тому Св. Василия Великаго правилу, в к смерти согрешившему причетнику, к сведению от степени своего подлежащему, с мирскими людьми причащатися не точию не запрещается, но и мстить за едино дважды вкупе не повелевается. А упомяненным в Духовном Регламенте изъясненным разсуждением, умаление, смотря на покаяние касающагося епитимии, за наилучшее пред жестокостию средство почитается». |
Замечательно, что Шувалов, названный в именном указе изобретателем этого полезного дела, не ездил в Москву и не видал университета до самого 1778 года.
Касательно пользы и употребления отечественных лечебных средств
Обыкновенной предварительной операцией было отыскивание на теле подсудимой «ведовской печати»
«...Я решился назначить дядю Сергея в Москву генерал-губернатором вместо Долгорукова, выжившего за последнее время совершенно из ума»
Отрубленную голову насадили на пику и водрузили на крышу Вестминстерского дворца, где она находилась на всеобщем обозрении 30 лет.
Русские штурмуют Пекин
«О самодержавии теперь мечтают и будут мечтать так, как раньше мечтали о социализме».
В понятие животного входит понятие самодвижущегося предмета
Достигнутое соглашение повергло христианскую Европу в шок.
Как принц персидский вез в Петербург алмаз «Шах» и извинения за смерть Грибоедова.
|