Сегодня и вчера
Сцена на могиле
Произведение искусства «Сцена на могиле» Автор:
Перов Василий Григорьевич


Размер:
58 х 69 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1859
Местонахождение:
Государственная Третьяковская галерея
Смотреть полностью


Чистилища, подобно Католикам, они не признают, а, напротив, думают, что душа после смерти пребывает только в двух местах: в царстве небесном, и в аду



Бывшего полкового Священника Магистра Генриха Седерберга Заметки о религии и нравах Русского народа, во время пребывания его в России с 1709 по 1718 год. // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1873. Апрель-Июнь. Книга вторая..

О мертвых и их погребении.

На 3-й день по скончании Русские кадят мертвые тела, неся гробовую покрышку перед покойником. Толпа наемных женщин предшествует покойнику с воплем и плачем. Образ того Святого, чье имя умерший получил при крещении, несется Перед ним Попом, который на могиле держит этот Образ над покойником, между тем как окружающие часто повторяют молитву: «Господи, помилуй эту душу», причем постоянно кадят. Родители и друзья прикладываются между тем к образу, и Священник кладёт, наконец, между рук покойника пропуск в небо такого содержания: «Мы NN Епископ, Священник, исповедуем и объявляем, что присутствующий жил среди нас, как добрый истинный Грек (Православный), и хотя он грешил, темь не менее получил отпущение и приобщен Св. Таин, также был истинным слугою Бога и своих Святых, постился и молился как следует. Он также всегда хорошо вел себя относительно меня N, его духовного отца, так что я ему даю полное отпущение от всех его грехов; потому и мы дали ему это свидетельство, для передачи Св. Петру и другим Святым, дабы, посредством оного, мог он беспрепятственно быть допущен к вратам вечной славы».

Это одобрение Небу, которым Русские весьма дорожат, подписано Патриархом, или Епископом, и скреплено печатью. Затем опускают покойника в могилу головою на восток, после чего обращаются к нему остающиеся после него муж, или жена, таким образом: «Ты N теперь умолк: от чего ты умер? Чего недоставало тебе: не было ли у тебя достаточно пищи, или недовольно усердно служили тебе? Неужели ты ничего более не скажешь?»

С такими жалобами вся толпа и наемные плакальщики возвращаются, оделив деньгами и мясом бедных, которые с этою целью собрались на кладбище. По возвращении в жилище покойника, они так много едят, в память его, что никто трезвым домой, не уходит.

В продолжении 6 печальных недель читает назначенный Поп над могилой некоторые псалмы Давида, или из Нового Завета, для успокоения усопшей души.

Только с начала весны они рассыпают цветы, шелк и воск вокруг могилы, и кладут кругом мясные блюда, которыми часто пользуются Попы с нищими.

О состоянии души после смерти.

Русские учат, что Христианин должен так умирать, как будто бы смерть была не что иное, как болезнь, чтобы как праведный, мог сподобиться вечной жизни и не был удержан злыми духами на воздухе Они также говорят, что душа, посредством света своих добрых дел, будет светить как солнце, и не может быть удержана, или отправлена обратно, чертями, не находящими в ней чего либо, им принадлежащего; что люди получили эту великую милость через рождество Христово и воплощение его, и что до него праведные умирали вечною смертью по Римл. гл. 5. Когда родился Христос, Он сокрушил власть смерти, искупил праведных от ада и, посредством своего воскресения, ввел их с торжеством с собою на небо. Они оспаривают, чтобы души праведных могли лицезреть Бога до воскресения мертвых и, кроме того, учат, что все люди святой жизни пребывают в великолепнейшем месте с Ангелами мира, но безбожники удерживаются в вечной тьме с злыми ангелами до Страшного Суда: первые, признавая благость Бога, молятся, чтоб день Суда скорее наступил, а последние видят ежедневно перед глазами свои вечные муки. Чистилища, подобно Католикам, они не признают, а, напротив, думают, что душа после смерти пребывает только в двух местах: в царстве небесном, и в аду.





И тое Божью дорогу, Окиян море, как можно переняти, и уняти и затворити?
В аулах о нем пелись песни; он был известен под именем Кызыл-Дженерал (т.-е. рыжий генерал)
Шейх-Али-хан Дербентский, собрав в крепости до 10 000 войск, полагал обороняться до последней крайности.
Внутренние пути Суздальской Руси сходились в Москве
Строго говоря, из всех богов русских непоколебимо может вывести критику только один Перун
Посягательство против общественной безопасности, колеблющее порядок управления и состоящее в заведомом и умышленном принятии участия в скопище…
Из того, что бывают тайные общества вредные, никак не можно с благоразумием заключить, чтоб не могли быть и полезные
Преимущества такого способа обеспечения Членов Императорской Фамилии ярко выступают наружу при сравнении его с принятыми в этом отношении порядками в других государствах
Турки начали было преследование, но грозный строй нашей пехоты заставил их укрыться в укреплении
Она пришла издалека только за тем чтобы выгнать из сестры пытливого духа



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.