Хроники Отечественной войны 1812 года > Статьи

Кутузову для Бородинской битвы готовили авиацию

Кутузову для Бородинской битвы готовили авиацию

Деньги из казны

Весной 1812 года 37-летний немецкий механик Франц Леппих обратился к русскому посланнику в Штутгарте с предложением построить управляемый воздушный шар. Посланник Алопеус сообщал в письме Александру I: «Леппих обещал мне построить 50 таких воздушных кораблей в течение трех месяцев: По сделанным доселе расчислениям, наи-удобнейшие к действованиям воздушные корабли могут вмещать в себе 40 человек и поднимать 12 000 фунтов. В числе артиллерийских предметов ожидает он особливо большого действия от ящиков, наполненных порохом, которые, брошены будучи сверху, могут разрывом своим, упав на твердые тела, опрокинуть целые эскадроны. Корабли же могут всегда летать в дирекции и вышине, в каких признается оно нужным, останавливаться на якоре и снова возвышаться, пока шар остается наполненным».

Уже 1 мая изобретатель был принят в Вильно императором. Александр I ознакомился с чертежами и тотчас отправил Леппиха в Москву. На реализацию проекта из казны была отпущена астрономическая по тем временам сумма — 320 тысяч рублей.


Бочки вдоль стен дворца

Строительство аэростата в большой тайне велось в подмосковной усадьбе Воронцово при участии 150 плотников и кузнецов, а также швей. Руководил работами московский генерал-губернатор граф Ростопчин. Депеши он отправлял лично императору: «Леппиху нужно 5 тысяч аршин тафты особого приготовления: Кроме того, нужно будет на 50 тысяч рублей серной кислоты и на подобную же сумму железных опилок».

Все было приготовлено, работа закипела. Правда, металлические пружины, с помощью которых экипаж должен был приводить в движение аэростат, лопнули, и пришлось срочно добывать инструментальную сталь за границей. Самым сложным и трудоемким оказалось наполнение оболочки водородом. По матерчатым рукавам из бочек, где шла химическая реакция, шар заполнялся газом. Оболочку развесили на столбах с блоками непосредственно над лодкой.

Шлите пополнение и еростат

Казалось, финиш уже близко. Александр I пишет Ростопчину 8 августа 1812 года: «Как только Леппих окончит свои приготовления, составьте ему экипаж для лодки из людей надежных и смышленых и отправьте нарочного с известием к генералу Кутузову. Я уже сообщил ему об этом предприятии. Но прошу Вас рекомендовать Леппиху быть очень внимательным, когда он будет опускаться в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки неприятелю».

Кутузов с нетерпением ждет. Фельдмаршал получил пополнение, к бою почти все готово. За четыре дня до Бородинского сражения он посылает Ростопчину письмо: «Государь император говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли им будет воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее. Надеюсь дать баталию в теперешней позиции, разве неприятель пойдет меня обходить, тогда я должен буду отступить, чтобы ему ход к Москве воспрепятствовать».


Сумасшедший шарлатан

Однако 24 августа шар с экипажем не смог оторваться от земли, были неудачными и следующие несколько попыток. Ростопчин написал Александру: «Шар не поднимал и двух человек. Большая машина не готова, и, кажется, нет надежды на успех, которого ожидали от этого предприятия. Леппих — сумасшедший шарлатан».

Французы после вступления в Москву нашли остатки «воздушной лодки», а также «180 бутылей купороса, сверх этого вокруг дома 70 бочек и 6 особых чанов». Эти химикаты наполеоновская комиссия посчитала складом горючих материалов, подготовленных злоумышленниками для поджога Москвы. И французы сами сожгли и уничтожили Воронцово и соседние деревни Петровскую и Шатилово.


Через 120 лет

Чертежей после Леппиха не осталось, и точно не известно, какой объем имел воронцовский шар. Если учитывать заказанное количество материала, то можно предположить, что диаметр составлял 15-16 мет-ров, а длина 55-60 метров. Объем такого дирижабля был примерно 8000 м3. Для сравнения: самый большой в истории дирижабль «Цеппелин», построенный спустя 120 лет, имел объем 105 000 м3.

Леппих рассчитал, что 40 гребцов должны были развивать мощность порядка 16 л.с., что при штиле разгоняло бы шар до скорости 40 км/ч. Однако теперь понятно, что для дирижабля такого объема требуется двигатель мощностью как минимум 100 л.с. Однако такие моторы изобрели только в ХХ веке.

Дирижабль был снабжен вертикальными веслами, которые приводились в движение мускульной силой 40 гребцов.


1 — матерчатая оболочка

2 — аварийный клапан

3 — весла с лопастями-клапанами шириной 2 м

4 — руль высоты

5 — «рессора»

6 — рулевой

7 — шпангоуты

8 — фугасы

9 — люк

10 — ракеты

на станках

11 — боевая палуба



А. Родныхъ. Тайная подготовка къ уничтоженію арміи Наполеона въ двѣнадцатомъ году при помощи воздухоплаванія. — СПБ: Типографія т-ва «Грамотность», 1912.


Из письма Александра I московскому гражданскому губернатору тайному советнику Н. В. Обрезкову из Вильны 24 мая


 «Николай василиевичь. Притчина, побудившая меня столь тщательно скрыть от московского главного начальства, препоручение возложенное на механика Лепиха, есть доктор Сальватори[. С назначением нового военного губернатора притчина сия исчезает. Я нахожу полезным для лутчего успеха дела, чтобы сообщили лично наедине графу Ростопчину все бумаги, от меня к Вам доставленные, и действовали совокупно с ним к довершению сего предприятия, продолжая однако же сохранять по оному непроницаемую тайну. Фельдегерь, долженствующий вручить вам сие письмо, везет с собою семь человек рабочих, выписанных по желанию Лепиха. Они им будут оставлены за городом до свидания вашего с гр. Ростопчиным и до назначения после оного, куды их везти. Пребываю навсегда вам благосклонным. Александр».


Пред. статья К началу статьи В алфавитный каталог След. статья
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.