Содержание проекта

11.1. Образование державы Сельджукидов (XI в.)

В IX — X вв. в северо-западной части Центральной Азии тюркоязычные племена огузов создали раннефеодальное государство со столицей в г. Йангикент. В X — XI в. государство огузов постепенно ослабевало, против власти йабгу (главы государства) и родо-племенной аристократии выступили некоторые вожди огузских племен — они получили впоследствии название сельджуков (по имени предводителя этого племенного объединения Сельджука ибн Тугака).

Скоро Сельджуки стали участниками политической борьбы в регионе. В конце X в. они поддержали правившую в Мавераннахре династию Саманидов в их соперничестве с тюрками-Караханидами. Позже сельджуки ушли в правобережный Хорезм, а затем в Хорасан, которые входили в состав государства Газневидов.

В 1035 г. братья Дауд Чагры-бек и Мухаммад Тогрул-бек, их дядя, Муса ибн Сельджук, увели сельджуков из Хорезма — они расселились на территории современной Туркмении. В результате газневидо-сельджукских войн газневидская армия была разгромлена, а все захваченные земли Хорасана вошли в состав сельджукского государства. Под властью Газневидов осталась только часть нынешнего Афганистана и Пенджаба.

В 1042 г. Тогрул-бек направил свою конницу в Восточную Анатолию, где правил феодальный род Марванидов. Набеги на области Малой Азии и Закавказья повторились в 1046 — 1049 гг., когда сельджуки продвинулись до границ Византийской империи. В 1054 г. вассалами Тогрул-бека стали Раввадиды, правившие в Южном Азербайджане и Арране. Власть султана признали также Шаддадиды, столицей которых была Гянджа.

Сельджукский воин, XI — XII вв
Сначала главной военной и политической опорой Сельджукидов были ополчения кочевников-туркмен, огузов и отчасти кипчаков, которых впоследствии сменило постоянное войско. Завоевательные походы в области Южного и Западного Хорасана, Гургана, Западного Ирана, Северного Афганистана и Хорезма завершились созданием обширной империи Сельджукидов, простиравшейся от берегов Амударьи и Каспийского моря до Тигра, Евфрата и Средиземноморья. После того как Торгул-бек взял в 1055 г. Багдад, власть Сельджукидов укрепилась еще больше.

Новая волна сельджукских завоеваний в Центральной Азии, Передней и Малой Азии пришлась на 1060-е годы. В 1064 г., в годы правления султана Алп-Арслана, сельджукская армия вторглась в Армению и Грузию. В 1071 г. султан Алп-Арслан нанес сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом. За короткий срок огузо-туркменские племена утвердились на значительной части Анатолии. На захваченных ими землях образовалось несколько самостоятельных эмиратов, правители которых враждовали между собой.

Сельджукский султан Алп-Арслан унижает пленного византийского императора Романа IV Диогена после битвы при Манцикерте. Французская иллюстрация XV в.
Своего наивысшего могущества Сельджукская империя достигла в правление султана Малик-шаха (1072 — 1092), сменившего на троне Алп-Арслана. В царствование Малик-шаха продолжилось дальнейшее расширение границ империи Сельджукидов. В 1072 г. с помощью туркменских ополчений были захвачены Северная Сирия и часть Палестины.

Созданная империя нуждалась в формировании нового аппарата государственного управления и системы гражданской и военной администрации. Поскольку огузская военная знать, получив крупные наделы в виде земель икта, все больше стремилась к самостоятельности, султаны стали опираться на иранскую чиновную знать, отстраненную от управления в период Газневидов и Буидов. Наиболее влиятельной фигурой в правление Алп-Арслана и Малик-шаха был везир Абу Али Хасан Туси, получивший почетный титул «Низам ал-Мульк» — автор известного трактата об управлении «Сийасат-наме». Низам ал-Мульк выступил инициатором реформ, направленных на усиление государственного контроля и упорядочение системы аграрных отношений.

В X — XII вв. серьезно изменилось исламское вероучение; суннитское богословие отделилось от законоведения. Оформилось сословие улемов-законоведов (’улама), получил распространение культ многочисленных святых, их гробниц и реликвий. Сложилась система правоверного богословия (калам). Основоположником калама был арабский ’улама Аш’ари (ум. в 935), а полное развитие эта система получила в сочинениях имама Мухаммада ал-Газали (ум. в 1111 г.).

В указанный период в Иране широко распространилось мистическое течение в исламе — суфизм (тасаввуф). Возникали дервишеские обители; с XII в. стали складываться суфийские братства (ордены) с различными уставами и практиками. Пантеистические идеи суфизма нашли наиболее яркое воплощение в сочинениях арабского мистика Ибн ал-Араби (1165 — 1240). Суфизм серьезно повлиял на развитие литературы, особенно поэзии.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"