Содержание проекта

7.1. Возникновение мусульманских государств Западной Африки

Воины державы Борну

В Африке южнее Сахары ислам стал распространяться в конце IX в. (сначала на северо-востоке континента, затем — в суданском поясе Западной Африки и на берегах Индийского океана). Сюда по транссахарским караванным путям прибыли первые торговцы-мусульмане и миссионеры, исповедовавшие хариджизм. Постепенно сформировалось несколько крупнейших центров хириджизма-ибадизма в Гане и в столице сонгаев г. Гао в Западном Судане. При этом местный хариджизм сосуществовал с традиционными религиозными верованиями и культами. Первыми ислам приняли правители княжеств Мали, Текрур (на севере Сенегала), Ганы и др.

В конце XI в. в ислам перешел царь Канема-Борну — крупнейшего государства Центрального Судана. Цари Ганы и Канема со временем стали претендовать на знатное арабское происхождение.

В эпоху крестовых походов, когда основные силы исламского мира были сосредоточены в Средиземноморье, в Африке южнее Сахары возвышаются языческие государства. Так, в XII в. царство Сосо в Западном Судане разгромило Гану, а в первой четверти XIII в. подчинило Мали.

В конце XII — XIII вв. столица Канема Нджими превратилась в крупный центр суннитского ислама (маликитского толка). Несмотря на периодические военные атаки соседних языческих племен, Канем вплоть до середины XVIII в. оставался сильным государством, влиявшим на хуасанские эмираты, народы Вадаи, Дарфура и земель южнее оз. Чад.

Большая мечеть в Дженне, Мали

В первой половине XIII в. в Западном Судане сильнейшим было государство Мали, где правила династия Кейта, занимавшаяся активной караванной торговлей с Северной Африкой и Египтом. В крупных центрах (Дженне, Томбукту, Гао) существовали мусульманские колонии, сыгравшие заметную роль в культурном развитии Западного Судана.

В XV — XVI вв. восточные области империи Мали отошли к Сонгайской державе. Наряду с г. Гао, столицей Сонгайской империи, роль крупнейшего торгового и духовного центра играл г. Томбукту. В отличие от Гао, где в ранний период среди мусульман преобладали ибадиты, Томбукту был центром маликизма.

Третьим важным центром ислама был г. Дженне. В этих городах концентрировалась мусульманская образованная элита: кадии, имамы и хатибы мечетей, факихи и др.

С 1498/99 г. до конца XVI в. должность кадия была монополизирована одной семьей сонхаджийского происхождения — потомками местного ученого факиха Мухаммада Акита. В это же время начал формироваться клан мусульманского духовенства джаханке (дьяганке).
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"