Содержание проекта

8.3. Мусульманские государства Северо-Восточной Африки в период проникновения европейцев (XV—XVIII вв.)

К концу XIV в. ислам в Африке повсеместно, кроме Эфиопии, вытеснил (полностью или частично) христианство. В отличие от арабских государств Западной Азии и тюрко-иранского Среднего Востока, в Африке в XIII — XIV вв. ислам был слабо дифференцирован.

В империях XIV — начала XVI в. — Мали, Сонгайская держава, Канем-Борну, Эфиопия и держава фунгов Сеннара — господствующей религией был ислам суннитского толка, распространявшийся правителями империй в своих вассальных владениях и принимавшийся из политических соображений правителями буферных государств.

В начале XV в. у берегов Африканского континента появились португальские корабли. В XV — начале XVI в. португальцы, взяв под свой контроль ключевые пункты океанских берегов Африки, попытались подчинить себе ряд африканских государств и убедить их правителей принять христианство. Португальцы стремились также установить контакт с Эфиопской империей, чтобы бороться с мусульманскими государствами за торговые пути в Южную и Восточную Азию.

Вторжение португальцев нарушило традиционные торговые и политические связи континента. Приходили в упадок и исчезали государства внутренних районов материка. После падения Сонгайской державы в Западном Судане, Адальского султаната — в Эфиопии и разгрома суахилийских и бенадирских султанатов во многих частях Тропической Африки мусульманские области переходят под управление язычников. Лишь в Восточном и Центральном Судане, а также Мавритании упрочились позиции ислама.

В Судане в XV — начале XVI в. процесс арабизации продолжился. В середине XV в. арабские племена разгромили христианское царство Алва в центральной части Судана, на месте которого в начале XVI в. образовалось государство Фунг со столицей в г. Сеннар. Постепенно Сеннарский султанат стал одним из центров распространения ислама, арабского языка и арабо-мусульманской культуры на северо-востоке Африки. Арабизированные этносы Африки приняли арабские генеалогии (ансаб).

Среди проповедников ислама, прибывавших в Судан в XV- XVIII вв., были не только мусульманские богословы (улама), но и суфийские шейхи орденов Шадилийа и Кадирийа. Исламизация Восточного Судана упрочила его связи с государствами Центрального Судана (например, Канем-Борну), где ислам уже был государственной религией. Между Борну и Сеннаром в XIV — XVI вв. образовался ряд государств (Багирми, Мандара), где постепенно затухали традиции христианской нубийской цивилизации.

С конца XVI в. все восточно-африканское побережье входило в состав Оманской державы, однако фактически в XVIII в. оманские султаны контролировали здесь только несколько пунктов. Реальная власть находилась в руках местных арабских правителей, самым могущественным из которых считался шейх Момбасы из рода Мазруи. Положение изменилось только в начале XIX в., когда султан Омана Са’ид б. Султан (1840 — 1856) решил возвратить восточно-африканского побережье под свою власть. В 1822 г. он изгнал отряды Мазруи с острова Пемба, затем подчинил других эмиров. Между 1820 и 1840 гг. его власть признали Пате, Ламу и Могадишо. Все побережье от мыса Делгадо до г. Ламу вновь оказалось под властью Омана.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"