Содержание проекта

3.1. Магриб в составе арабского Халифата

Со времен арабского завоевания (647 — 703) страны Магриба и государства Ближнего и Среднего Востока постепенно становились частью единого историко-культурного и религиозного пространства.

Северная Африка была крайне неоднородна в языковом, этническом и религиозном отношении. Здесь проживали румы (латинизированные группы), афарика (автохтонное население Ифрикии и приморских городов), евреи, представители различных берберских народностей, харатины — потомки чернокожего населения древней Сахары. Арабы и арабизированные пришельцы составляли лишь малую часть населения. Так как культура этого региона с давних пор была связана с Востоком, особенно с Сирией, начавшийся с середины VIII века процесс арабизации выглядел здесь как процесс приобщения к культуре более высокой цивилизации. Следовательно, арабский язык изучали прежде всего горожане и представители высших слоев населения. Раньше всего арабизация охватила Ифрикию и приморские районы Среднего Магриба. Затем — Марокко, Забе, Кастилию, горные районы и другие местности.

Для Северной Африки эпохи Халифата характерен религиозный плюрализм, а также многообразие религиозных школ и направлений.

Исламизация Магриба, в отличие от арабизации, затрагивала прежде всего обездоленные слои населения. Так, в Ифрикии большинство мусульман составляли сунниты, принявшие маликитскую религиозно-правовую школу (мазхаб). В Марокко и Среднем Магрибе большим влиянием пользовались хариджизм, зейдизм, исмаилизм, которые становились основой массовых народных движений VIII — X вв. Меньшим влиянием пользовались ханифиты, мутазилиты, захириты.

В IX — X веках Магриб процветает. Сотни построенных ирригационных сооружений обеспечивают необычайно высокий уровень земледелия. Развиваются математика, медицина, инженерное дело. Историки говорят о высокой грамотности городского населения, всеобщем интересе к музыке, поэзии, красноречию.

Между тем государственно-политическая структура Северной Африки остается неразвитой. Преобладающие своеобразные города-государства имеют даннические отношения с окружавшими их племенами.

Из книги Августа Мюллера " История ислама от основания до новейших времен" СПб. 1895


Египетский наместник Ибн Абу Сарх в Магрибе


Не менее за¬ботился Ибн Абу Сарх о дальнейшем распространении ислама в Африке. После некоторых подготовительных набегов второстепенной важности он выступил в 27 г. (647/8) с войском, усиленным подкреплениями из Меди¬ны до 20 000 человек, через Барку и Триполис, в область Карфагена. Еще за год до этого последней управлял пат¬риций Григорий в качестве наместника императора Кон¬станция, но тут честолюбивый вельможа-правитель, пользуясь слабостью византийского правительства, отложился и, вероятно, даже сам провозгласил себя импе¬ратором. На него-то и напал Ибн Абу Сарх; вскоре дошло до сражения близ городка, называемого арабами А к у б а, и варвары снова одержали победу. Арабы бросились гра¬бить страну, так что жители наконец решились откупить¬ся, и за огромную сумму — по позднейшим, несколько баснословным известиям, — за 300 центнеров золота и за ежегодную сверх того дань добились отступления му¬сульман. Находившийся при мединских вспомогатель¬ных войсках Абдулла, сын Аз-Зубейра, послан был к хали¬фу с известием о победе. Рассказы его возбуждали всеоб¬щее изумление; позднее он даже хвастался, что умертвил собственноручно Григория. Но справедливость этого уверения мы должны оставить под сомнением, ибо неиз¬вестно, что сталось с этим патрицием. Если он и пережил свое поражение и, как передают некоторые, даже сам за-ключил мирный договор с мусульманами, во всяком слу¬чае, все виды его на императорскую корону рушились на¬всегда: когда арабы позднее вернулись в эту страну, о нем не было уже и слуху. Впрочем, в течение некоторого вре¬мени мы вообще не имеем более никаких известий об этих местностях — внутренние смуты и здесь начинают задерживать победоносное шествие ислама.


Завоевание берберов Омейядами


Арабам оставалось сломить еще более сильного врага: воинственные берберы вовсе и не помышляли присоеди¬няться к исламу. Племенное устройство их, приноровлен¬ное к топографическим условиям страны, остающееся и поныне неизменным, до неузнаваемости схожее с жизнью бедуинов, в той же мере усложняло возможность сосредо¬точения всех сил народа, как и арабский партикуляризм до Мухаммеда. Но, что бывает часто, грозящее извне порабо¬щение чуждой расой пробуждает в среде свободолюбивого народа в час наивысшей опасности Саула, Верцингеторикса, Германа. Мощное их влияние заставляет на время смолкнуть все споры и пререкания, вся нация как один че¬ловек подымается на борьбу с завоевателем. И у берберов также нашлась отважная женщина; смело выступила она героиней в беспощадной борьбе. Подобно тому, как у древ¬них германцев, женщины у берберов пользовались высо¬ким и своеобразным почитанием, доставившим им почет¬ную роль жриц и пророчиц. Таковой была и эта женщина, собравшая вокруг своего местопребывания на горе Аурас племена берберов с целью общей защиты. Имя ее не дошло до нас; арабы зовут ее просто «вещунья» (аль-Кахина). Под¬нявшееся по ее зову ополчение оказалось не по плечу даже значительному войску Хассана. В одной речной долине, к северу от Аураса, арабский военачальник потерпел реши¬тельное поражение. Снова оказались мусульмане отбро¬шенными к самому Кайрувану. Поблизости Малого Сирта были они наконец в состоянии остановиться и окопались в нескольких наскоро построенных укреплениях, извест¬ных позднее под именем «Хассановых замков». Здесь пришлось арабам терпеливо поджидать свежих подкреплений (79 или 80=698, 699). Между тем в восточной Персии вспыхнуло восстание Абдуррахмана. После его подавле¬ния, только в 84 (703) Абд-аль-Малик мог собраться с сила¬ми и выслать в Африку новые многочисленные отряды си¬рийских войск. Хассан двинулся немедленно же вперед. Пятикратно уже вторгались воины ислама в страны берберов, пророчица ни на минуту не сомневалась, что и в шестой раз появятся они снова. Решение ее было непреложно — всем пожертвовать ради спасения своего народа. Она заду¬мала необычайное: вознамерилась превратить все низмен¬ные пространства в пустыню, так чтобы наступающим ара¬бам не осталось нигде ни пристанища, ни продовольствия, а берберы, скатывающиеся с гор лавиной, могли бы бес¬препятственно уничтожать подходящие толпы неприяте¬лей. Но массы почти никогда не способны воспринять вели¬кие, глубоко обдуманные планы. И в данном случае боль¬шинство не расположено было приносить новые жертвы, особенно ввиду недавних побед. Принятие подобного без¬надежного образа действий казалось многим возможным лишь в случае ужаснейших поражений. Слепо преданные пророчице немедленно же приступили к выполнению ее приказаний; но в большинстве племен поднялся ропот и старинная вражда закипала опаснее, чем когда-либо. Про¬рочица поняла, что все ее надежды окончательно рушились. С первым известием о приближении Хассана тотчас же отослала она своих сыновей к арабскому военачальни¬ку, приказав им принять в лагере ислам и подчиниться чу¬жестранцам. Царственной пророчице ничего не остава¬лось кроме смерти в отчаянной последней борьбе, она и обрела ее после кровавого истребления ее войска у колод¬ца на горе Аурас. Шестьсот лет спустя был он еще известен под именем «источника Кахины».


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"