Содержание проекта

17.1. Распространение ислама в ЮВА

В Юго-Восточной Азии мусульманские общины стали появляться в торговых пунктах вдоль Малаккского пролива, прежде всего на Северной Суматре, с X в. В течение длительного периода мусульмане (торговцы и проповедники из Индии, а также Ирана и Аравии) поддерживали отношения с Малайским архипелагом и оседали в прибрежных городах и селениях. Повсеместное распространение ислама в Нусантаре [«Внешние (по отношению к Яве) острова»] относится к концу XIII — началу XIV  в.

Для жителей региона переход в ислам, с одной стороны, означал относительную безопасность на морских торговых путях, где господствовали мусульмане, с другой — принятие ислама правителями прибрежных княжеств в обстановке распада государств Шривиджайя и Маджапахит подчеркивало их стремление к самостоятельности. В условиях кризиса прежней идеологическо-религиозной системы ислам стал привлекателен для основной массы населения.

Пути и методы распространения ислама в ЮВА были разнообразными. Мусульманские купцы и проповедники вступали в брак с дочерями местной знати, заинтересованной в морской торговле. Правители для укрепления своей власти становились приверженцами новой религии, за знатью ислам принимало остальное население. Влиятельными центрами распространения ислама в Нусантаре становились религиозные школы — песантрены. Важную роль в восприятии новой религии местным населением сыграл суфизм, впитавший в себя черты индуизма и буддизма. Оказав влияние на систему религиозных верований, ислам, тем не менее, практически не затронул экономическую и политическую структуру обществ ЮВА.

Во второй половине XIII  в. побережье Северной Суматры стало важным торговым пунктом на пути из Индии и стран Ближнего и Среднего Востока в ЮВА и Китай. Первыми принимать ислам стали княжества северо-восточного побережья. Так, в конце XIII  в. вождь деревни Самудра Марах Силу принял ислам и имя Малик ас-Салих. Самудра, бывшая одним из торговых пунктов побережья, стала столицей мусульманского княжества Пасей. Пасей превратился в крупный торговый порт и один из центров науки, литературы и искусства индонезийско-малайского мира.

Из Пасея ислам проник в Малакку, которая в XV в. занимала ведущее положение в западной части Нусантары. Малаккский султанат был основан около 1400 г. потомком махараджей Шривиджайи. К началу XVI  в. он распространил свое влияние на большую часть Малаккского полуострова, Восточную и Северную Суматру. Город Малакка стал одним из крупнейших морских портов региона, куда стекались торговцы со всех концов мусульманского мира, Китая, ЮВА, Европы. Период существования Малаккского султаната характеризуется расцветом малайской культуры. Малайский язык стал обиходным языком Юго-Восточной Азии.

Яванская традиция XVII  в. приписывает распространение ислама на острове деятельности «девяти святых», во главе которых был некий раден (принц) Рахмат, живший в XV в. в Нгампел Денте. Центром религиозной жизни стал порт Демак. Основателем династии мусульманских правителей Демака был торговец китайского происхождения. Ислам стал господствовать в округе, а в демакскую мечеть, имамами которой были потомки радена Рахмата, стекались приверженцы мусульманской религии со всей Явы.

Имамы этой мечети возглавили «священную войну» против империи Маджапахит, в результате которой в 1527 г. она прекратила свое существование. Гегемония на Яве перешла к Демаку, а его самый известный правитель пангеран (принц) (с 1524 г. — султан) Транггану (1504-1546) стал сюзереном многих шиваитско-будийских и исламизированных княжеств, возникших на развалинах Маджапахита. Однако после смерти Транггану султанат быстро распался и на Яве наступил период борьбы различных государств за гегемонию.

Местная традиция связывает появление ислама на Молуккских островах с периодом правления в середине XIV  в. колано (правителя) Моломатеи на Тернате. На небольших островах близ  о. Хальмахера возникли мусульманские султанаты Тидоре и Тернате с папуасоязычным населением. Основой экономики Тидора была торговля рабами и корой дерева массаи. Cултанат Тернате в XVI-XVII вв. контролировал все основные центры торговли пряностями.

История распространения ислама на северном Калимантане в Брунее, находившемся на периферии малайско-индонезийского мира, относится к концу XV в. До этого времени в X-XII вв. Бруней являлся вассалом малайской империи Шривиджайя, в середине XIV — начале XV вв. — яванского гос-ва Маджапахит.

Первым мусульманским правителем был Аванг Алак Бетатар из семьи Бендахара, который после обращения в ислам в 1514 г. принял имя Мухаммад. Бруней стал центром мусульманской науки и богословия, куда приезжали улемы со всего мусульманского мира.

В середине XVI  в. управление в султанате перешло к династии Болкиахов, которая распространила власть на весь о. Калимантан, архипелаг Сулу, филиппинский  о. Лусон. Основой могущества и богатства государства была торговля (экспорт камфоры, золота и перца).
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"