О проекте

Проект «Детская иллюстрированная книга» предоставляет уникальную возможность погрузиться в мир детства – увидеть страницы знакомых книг, рассмотреть забытые иллюстрации. Читатель сможет познакомиться с редкими изданиями XVII – XX веков, которые были отобраны для данного проекта из различных частных коллекций.

История зарождения и становления детской книги в России предстанет не только в картинках. Иллюстрированная книга – это сотворчество автора текста и художника-иллюстратора. Подробные аннотации о каждом из участников этого творческого процесса и составят краткую историю детской русской иллюстрированной книги: от появления первых детских книг на рубеже XVII – XVIII веков, когда имена авторов и художников оставались почти неизвестными, до расцвета детской иллюстрированной книги в начале XX века, когда самые известные писатели, поэты и художники начали творить для детей.

Детская иллюстрированная книга в России

XVII-XVIII

Современное понимание детской иллюстрированной книги к XVII – XVIII векам почти не применимо, так как понятие «детская книга» начало формироваться в России только к середине XVIII века. Дети семнадцатого столетия читали разного рода рукописные азбуковники, буквари, азбуки, при этом первая печатная Азбука Ивана Федорова появилась ещё в 1574 году. Понятия «книжки с картинками», что теперь является нормой в оформлении детской книги, в то время не существовало как такового ...

«Золотой век» русской литературы отразился и в детских изданиях. Не только писатели и поэты той эпохи активно создавали произведения для детей, но и художники стремились придать детской литературе некоторую отличительность. В начале XIX столетия альманахи и разного рода сборники стали и частью детской литературы. Все они были украшены изящными гравированными картинками, часто раскрашенными от руки акварелью, изысканными виньетками, страничными иллюстрациями и фронтисписами ...

Детская иллюстрированная книга начала XX века отразила все эстетические вкусы и художнические искания этого времени. Книга стала предметом искусства, появилось понятие «авторской книги». В детской книге художник и автор текста заняли равные позиции, а иногда художнику отводилась даже главенствующая роль. Эпоха модерна, символизма запечатлена и в детских иллюстрированных изданиях. Почти все самые известные художники начала XX века занялись оформлением детских книг. ...