Календарь


Гравюра 1879 года. Мариинский театр, 1859 год. Архитектор А. Кавос.

1860 год. 14 октября (2 октября ст.ст.) в Санкт-Петербурге постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя» открывается Мариинский театр.

Гравюра Л. Премацци. Середина 19 века. Театр – цирк на Театральной площади.


«Мариинский театр - символ русской культуры. Летоисчисление его труппы ведется с 1783 года, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория. В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гулянья с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1783 году представлением оперы Паизиелло "На Луне". Площадь перед театром стала называться Театральной. В 1802 году театр перестроил архитектор Тома де Томон, в 1836 его реконструировал Альберт Кавос.

29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, праздничным конным представлением открылся Конный цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда переехала русская оперная, а затем, в сезоне 1885-1886 годов, и петербургская балетная труппа.

Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки "Жизнь за царя" театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884-1886 годах перестраивались закулисные помещения. В 1894-1896 главным инженером Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования купца Плеске, награжденного золотой медалью "во внимание к такой особой артистической заслуге". Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок - таков уникальный колорит зрительного зала - самого лирического театрального зала Европы.

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса - в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала из темно-красного он сделал его сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и добиваться сложных декоративных эффектов. Однако время требует постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится к очередному техническому обновлению».
Цитируется по материалам официального сайта Мариинского театра - www.mariinsky.ru

История в лицах


Отзыв Э.Ф.Направника о состоянии Мариинского театра:
Хор поет без соблюдений каких-либо оттенков, оркестр (в 70 человек) и хор (в 80 человек) по качеству весьма недурны, однако запущены и без всякой дисциплины. Репертуар самый ограниченный и почти без опер русских авторов. Дирижер (К.Н. Лядов), очень даровитый и знающий музыкант, был мало способен бороться с плачевным состоянием русской оперы и взглядом начальства на нее.
Цитируется по: Направник Э.Ф. Автобиография, творческие материалы, документы, письма / Сост. М. Л. Кутателадзе. - Л., 1959.


Мир в это время


    В 1860 году во Франции основан Альянс или Всемирный израильский союз с целью «защищать права евреев в странах, гражданами которых они являются».

    Ж.-Ж.-А.Лекомт. Конец 19 века. Изак Адольф Кремье, президент Альянса в 1863–80 гг.
    «Альянс (Alliance Israélite Universelle, `Всемирный еврейский союз`; на иврите כָּל יִשְׂרָאֵל חֲבֵרִים, Кол Исраэль хаверим), первая современная международная еврейская организация. Альянс был создан в 1860 г. в Париже для оказания помощи евреям во всем мире. Впоследствии деятельность Альянса сосредоточилась главным образом в области образования.

    Кровавый навет в Дамаске (1840) усилил стремление к солидарности и сотрудничеству евреев во всем мире. Дело Мортары в Италии (1858) еще более наглядно доказало необходимость международной еврейской взаимопомощи. В том же году ученый и журналист Исидор Кан предложил создать межобщинную организацию под названием «Всемирный еврейский союз». В 1860 г. это предложение повторил Симон Блох (французский писатель, впоследствии секретарь Альянса), и так несколько месяцев спустя был основан Альянс. Его основатели собрались в Париже, в доме Ицхака (Шарля) Неттера. Их манифест подчеркивал необходимость солидарности в еврейском вопросе и провозгласил Альянс «важнейшим стимулом к еврейскому возрождению».

    Цели союза были сформулированы в трех пунктах:

    1. способствовать всюду эмансипации и моральному развитию еврейских масс;

    2. оказывать помощь всем, кто страдает за свое еврейство;

    3. поощрять публикации, которые могут содействовать осуществлению этой цели.

    Устав Альянса основывался на принципе централизма. Общее собрание всех членов организации избрало центральный комитет с центром в Париже. В состав комитета входили 30 человек, из которых 20 обязательно должны были быть жителями Парижа. Все региональные и местные комитеты предлагали свои средства центральному комитету или, с его разрешения, частично использовали их на местах. Все президенты Альянса были французскими евреями, за исключением немецкого еврея С. Х. Гольдшмидта (президента в 1881–98 гг.). Много сделал для развития Альянса Изак Адольф Кремье (президент в 1863–80 гг.). В числе президентов Альянса был также Рене Кассен.

    Альянс заложил основу еврейской дипломатии современной эпохи. В 1860 г. и позднее представители Альянса неоднократно требовали улучшить правовое положение евреев в Сербии и Румынии, основываясь на §46 Парижской конвенции 1858 г., провозглашавшей принцип равноправия евреев; выступали в защиту евреев Бельгии и России, а также требовали предоставления гражданских прав евреям Швейцарии. После того, как президентом Альянса стал Адольф Кремье, французские власти в колониях и протекторатах часто сотрудничали с Альянсом.

    Благодаря стараниям Альянса, Англо-еврейской ассоциации (АЕА) и Борд оф депьютиз, на Берлинском конгрессе в договор с балканскими странами был включен параграф, обеспечивающий гражданские права евреям. На Мадридской конференции великих держав (1880) Альянс получил обещание улучшить положение марокканских евреев. В 1869 г. Альянс стал оказывать содействие евреям, желавшим покинуть страны, в которых они были жертвами бесправия, главным образом России и Румынии. После погромов 1881 г. началась массовая эмиграция евреев из России, и Альянс вместе с другими еврейскими организациями участвовал в помощи эмигрантам. Когда первая волна из четырех тысяч беженцев прибыла в Броды (Галиция), от имени Альянса туда был направлен И. (Ш.) Неттер. Однако он не смог оказать соответствующую материальную поддержку столь значитель¬ному количеству беженцев. Впоследствии Альянс принял решение отказаться от дальнейшей материальной помощи эмиграции.

    На Версальской мирной конференции после Первой мировой войны Альянс активно защищал интересы евреев Польши, Венгрии, Румынии и других стран.

    В конце 19 в. совместно с Еврейским колонизационным обществом (ЕКО) Альянс усиленно занялся еврейским образованием на Балканах, в странах Ближнего Востока и Северной Африки, стремясь улучшить социальное и правовое положение евреев путем «повышения их культурного и морального уровня». В 1867 г. в Париже была основана учительская семинария для подготовки директоров и учителей школ Альянса. В 1870 г. Ицхак Неттер основал в Палестине сельскохозяйственную школу Микве Исраэль. В 1882 г. были открыты начальные школы в Иерусалиме, а затем и в других городах. В Египте по поручению Альянса местные общины также вели работу в области образования. В Марокко в 1928 г. школы Альянса были подчинены строгому контролю отдела народного образования. К 1939 г. в 45 школах Альянса в Марокко было 15 760 учащихся; к 1952 г. общее их количество достигло двадцати восьми тысяч. При Высшей еврейской школе в Касабланке существовала учительская семинария. В Тунисе в 1960 г. было 2150 учащихся в начальных школах Альянса, 700 — в средних и 76 — в коммерческих. Школы Альянса были основаны также в Сирии, Ливане, Ираке и Иране».
    Цитируется по: Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим: Еврейский ун-т, 1996
даты

Февраль 2017
  •  
  •  
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16
  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"