Календарь


В.С. Емышев. Флагманский линкор адмирала С.Грейга «Ростислав»

1788 год. 17 июля (6 июля ст.ст.) в ходе русско-шведской войны состоялось морское сражение в районе острова Гогланд в Финском заливе.

За день до начала войны шведский флот под командой герцога Зюдерманландского вошёл в Финский залив с целью внезапным нападением разгромить русский флот. Балтийский флот под командованием адмирала С. К. Грейга вышел навстречу противнику из Кронштадта и вступил в бой, во время которого стороны потеряли по 1 линейному кораблю. Утром 18 июля (7 июля ст.ст.) шведский флот ушёл в Свеаборг, где вскоре был блокирован русским флотом.

Карта Гогландского морского сражения 17 июля 1788 года


«Русский линейный флот, под командой адмирала Грейга, вышел 4 июля из Кронштадта; он состоял из одного трехдечного корабля со 108 орудиями «Ростислав», 8 двухдечных по 74 орудия, 8 двухдечных по 66 орудий, 8 фрегатов и 8 транспортов. Отдельными частями флота командовали контр-адмирал Спиридов, Ван-Дессен и Константинов; в числе командиров судов было около 10 иностранцев. Экипаж состоял большей частью из неопытных, не видавших моря рекрутов, которые были сильно переутомлены форсированными маршами к Петербургу; подготовка их была ничтожна. Галерный флот в первый год войны был только частью готов к действию.

В 4 часа утра 17 июля шведский флот получил донесение о появлении неприятеля; несмотря на то, что вперед были высланы разведчики, шведы считали, что противник находится еще на 80 миль дальше к востоку; приблизительно через 6 часов, когда совсем разъяснило, показался русский флот, который при слабом восточном ветре шел на неприятеля; всего было у шведов 15 линейных кораблей и 5 линейных фрегатов с 1299 пушками против 17 русских линейных кораблей с 1450 пушками.

Слова офицеров, увещания духовенства, образа, и наконец, водка оживили дух русского экипажа; у шведов с самого начала царило бодрое и радостное боевое настроение.

Вследствие слабого ветра оба флота медленно приближались друг к другу; бой начался в 3 часа; сражение это известно под именем битвы у Гогланда, высокого острова, находящегося посредине Финского залива, хотя на самом деле она произошла на 30 морских миль западнее этого острова, т. е. даже не в виду его и ближе к Свеаборгу. Шведский флот в это время находился между островом Экхольмом у эстляндского берега и мелью Кальбоден, находящейся в 18 милях к северу от этого острова, на правом галсе. Русские приближались, идя на SW, в строе пеленга с попутным ветром. В 3,5 часа все шведские корабли поворотили одновременно и взяли курс на юг. Грейг повернул в том же направлении; с расстояния пушечного выстрела обе параллельные линии открыли стрельбу; оба арьергарда отстояли друг от друга на большом расстоянии. Ветер мало помалу стих совершенно, вследствие чего стоял такой густой пороховой дым, что невозможно было разобрать ни сигналов, ни взаимного положения судов, так что приказания приходилось рассылать на шлюпках. Русский передовой корабль уже через час должен был выйти из строя. Флагманский корабль герцога Карла также очень сильно пострадал и удерживался в боевой линии только при помощи шлюпок.

В 8 часов вечера передние корабли находились так близко от южных отмелей, что было отдано приказание повернуть на север, что, при слабом ветре, заняло очень много времени. Русский флот последовал этому маневру, причем кораблям должны были помогать шлюпки. Во время этого маневра один русский линейный корабль оказался так близко от шведов, что после 2000 выстрелов и потери 260 человек, должен был сдаться. То же самое случилось и с одним шведским кораблем, который, потеряв 150 человек из 560, спустил флаг. В 10 часов стрельба прекратилась, и флоты в темноте разошлись.

Каждый из противников потерял таким образом по одному кораблю; общие потери шведов были 1150 человек, русских 1800; хотя обе стороны приписывали победу себе, нужно считать, что бой остался нерешенным. Стратегический успех однако, остался на стороне русских, так как шведский план действий потерпел неудачу, и военный флот их должен был идти к Свеаборгу — Гельсингфорсу. С тактической точки зрения про этот бой сказать нечего — все шло по рутинной схеме.

Главной причиной отступления, был, конечно, недостаток снарядов; некоторые шведские корабли сделали по 60 выстрелов на орудие, т. е. около 3500 выстрелов. По утверждению шведов, они только потому могли так долго держаться со своим более слабым флотом против сильнейшего русского, что они все время стреляли парными круглыми ядрами, русские же большей частью стреляли картечными ядрами.

Молодые русские матросы держали себя отлично, отчасти вследствие того, что при полном безветрии, корабли стояли спокойно. Если бы был более или менее сильный ветер, то значительно лучшая подготовка шведов, конечно, проявила бы себя; при настоящих же обстоятельствах она не имела почти никакого значения. Герцог Карл несомненно поступил бы лучше, если бы завлек своего противника далее на запад и дал бы сражение при более ветренной погоде.

Теперь главная задача лежала на сухопутной армии — план войны приходилось совершенно менять. В Свеаборге не было складов боевых припасов, доставка их не была организована, главная операционная база — Карлскрона, находилась слишком далеко, и таким образом, шведский флот на некоторое время был осужден на бездействие. Это было тяжким упущением при мирной подготовке флота. Король Густав делал вид, что он очень доволен, отслужил торжественный молебен с процессией, раздал ордена и награды.

В сражении при Гогланде русские стреляли пустотелыми снарядами, наполненными горючими веществами; на шканцах шведского флагманского корабля, на которых были убитые рядом с герцогом Карлом, остались следы от таких снарядов. Адмиралу Грейгу было указано, что такие снаряды уже не употребляются цивилизованными народами.

Парламентерское судно, которое привезло это сообщение в Ревель, было обстреляно русским сторожевым фрегатом, а командир его принял обоих парламентеров у трапа с обнаженной саблей. Они были задержаны в Ревеле, пока один офицер, участвовавший вместе с ними в последней Американской войне, не выхлопотал им разрешения на возвращение; маленькая яхта — авизо, была предварительно тщательно обыскана, так как ее приняли за брандер.

Грейг через парламентера вежливо и уклончиво ответил что стрельба зажигательными снарядами с его судов была произведена только после того, как шведы произвели стрельбу такими же снарядами; при этом он послал такой шведский зажигательный снаряд, снабженный железным крючком; на это он получил ответ, что снаряд этот русский, и что такие снаряды найдены были на взятом русском линейном корабле и на фрегатах. Вероятно, это были ручные гранаты, которые предназначались к действию против турок».
Цитируется по: Штенцель А. История войн на море. — М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс. 2002


История в лицах


Иоанн-Альберт Эренстрем, записки:
Я увидел, что война была окончательно решена, что союзный трактат с турецким султаном заключен, с обещанием субсидий, что Франция, в виду внутренних своих неурядиц, и хотела предупредить войну на севере, но что зато Англия и Пруссия, желая ловить рыбу в мутной воде, ничего против нее не имели. Обе эти державы были недовольны Россиею и хотели, для собственных своих выгод, увеличить ее заботы. Финские полки, на командиров которых король больше всего полагался, выступили к границе, а шведские медленно следовали за ними. Гельсингфорская гавань была переполнена громадным числом транспортных судов, нагруженных съестными и другими припасами для армии.

Король отправился к границе для инспектирования. Во время его отсутствия шведский и русский флоты встретились у Гогланда.

В начале страшной канонады, которая довольно ясно была слышна в Гельсингфорсе, герцог Фридрих поспешил, окруженный бывшими в городе генералами, на Ульрикасборгскую гору. Туда прибыл и начальник шхерного флота, полковник Анкарсверд. Герцог желал, чтоб он вышел с своим флотом на помощь брату, герцогу Карлу, с тем чтоб взять на буксир и привести в финляндскую гавань расстроенные в горячей битве шведские и неприятельские суда, но полковник доказывал, что шхерный флот не мог рисковать выйти в открытое море и не мог оказать сопротивления линейным кораблям и фрегатам. Война теперь началась и была в полном разгаре. Никто не мог предвидеть, как и когда она окончится. Множество недобрых примет случилось. Большой флот прибыл в Свеаборгскую гавань. Отслужили молебен по случаю одержанной над врагом победы, и большие награды раздавались королем начальству флота. Неприятельский линейный корабль был взят, но шведский был в руках противника; другой стал на мель при входе в гавань, и его должны были сжечь; неприятельский флот блокировал гавань и отрезал сообщение шведского флота с Швециею. Офицеры шведских полков, перевезенных в Финляндию, были вообще против войны. Множество маленьких билетиков, одинаковой формы и величины, написанных буквами из квадратов и прямых линий, были разосланы с целью действовать преимущественно на унтер-офицеров и солдат. Они содержали: предостережение не слушаться, если им прикажут перейти государственную границу с Россиею; зачинщики незаконной и несправедливой войны, особенно генерал Толь, будут при следующем сейме привлечены к ответственности и присуждены к смертной казни. Денщик моего брата нашел 9-10 таких билетов на одном дворе, разбросанных между экипажами шведских генералов, квартировавших в этом доме. Я передал их на улице генералу Толю, отправлявшемуся на «Амфион». Улыбаясь, он мне сказал, что у него в шкатулке уже более 100 таких билетиков. Существование их доказывало, между тем, опасное настроение. Командиров финских полков, перешедших границу, запугивали всевозможными средствами и делали ответственными перед сеймом за нарушение формы правления и за участие в наступательной войне.
Цитируется по: Из исторических записок Иоанна-Альберта Эренстрема // Русская старина, № 7. 1893. с.24-26


Мир в это время


    В 1788 году австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт создает свои последние и самые знаменитые симфонии – 39-ю (ми-бемоль мажор), 40-ю (соль-минор) и 41-ю (до-мажор)

    Барбара Крафт. Портрет В.-А. Моцарта
    Моцарт Иоганн-Хризостом-Вольфганг-Амадей (Johann-Chrisostomus-Wolfgang-Amadeus Mozart) — знаменитый немецкий композитор, родился в Зальцбурге 27 января 1756 года, умер 5 декабря 1791 года в Вене. Уже в раннем детстве Моцарт поражал феноменальным музыкальным развитием; трех лет от роду он играл на клавесине, с замечательной быстротой запоминая сыгранные ему произведения, а с 4-х лет импровизировал. В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий. В 1762 году отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта. С 1766 по 1769 год, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделлу, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что отец Моцарта не решился настаивать на исполнении оперы. 1770—74 гг. Моцарт провел в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта: "Mitridate, Re di Ponto", поставленная в 1771 году, была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая опера Моцарта, "Lucio Sulla" (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена — оперу "La bella fmta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. В 1775—1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в ré, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров. В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 года была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера Моцарта: " Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" — один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII столетия. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарта выступали все ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entführung aus dem Serail"), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее, по духу музыки, стали считать первой немецкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней. Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарта, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L'oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными. В 1783—85 гг. созданы Моцартом шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente". С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная Моцартом в 1786 году в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто "Дон Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 году и имело в Праге еще больший успех, чем "Свадьба Фигаро". Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Все-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: mi bémol majeur, sol mineur и do majeur, написанные в продолжение полутора месяца в 1788 году; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ré majeur). После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" — "Ave verum corpus", (1791) и величественно-горестный реквием, над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Нельзя сказать, чтобы Моцарт симфонист стоял также высоко, как творец бессмертных опер. В его фортепианной литературе замечается смесь гениальных идей с общими местами, глубочайших чувств — с дешевой шутливостью, искусства — с небрежной работой. Много драгоценного можно найти в его квартетах и квинтетах, а среди его 49 симфоний выше всего стоят лирическая симфония в mi-bémol majeur, патетическая в sol-mineur и этическая в do-majeur, написанные в 1788 году. Моцарт проявлял свое творчество во всех родах музыки; с его именем соединяется представление о всеобъемлющем музык. гении. Выдающаяся черта всех его творений — задушевность. У Моцарта, как человека с незначительным научным образованием, круг идей был не столь обширен, как у Бетховена, но по выразительности музыку Моцарта верно назвали в Германии "музыкой души": в ней отразилась вся прекрасная, любящая, искренняя натура Моцарта. От чувства изящного Моцарт никогда не отступал, оставаясь верным следующему взгляду, высказанному им в письме к отцу: "Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобы возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда не должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение". В смысле изучения лучших образцов музыкальной литературы, главными учителями Моцарта были в области духовной музыки — Бах и Гендель, в области оперы — Глюк, в инструментальной музыке — Гайдн. О Моцарте, как об исполнителе на клавесине, современники его говорили в следующих выражениях: "Легкость невероятная, в особенности левой руки, тончайшая нежность, выразительность самая изящная, чувство, трогавшее сердце до глубины — таковы были качества исполнения Моцарта. Вместе с богатством идей и великолепием его сочинений, они приводили в восторг слушателей и делали его первым клавесинистом своего века". Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем ("Chronologisch-thematisches Verzeicbniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart's", Лейпциг, 1862), представляет том в 550 стран. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений».
    Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.


    Вольфганг Амадей Моцарт. Рисунок Дорис Сток. 1789 год
    26 июня. В этот день Моцарт закончил первую из своих последних трех симфоний, симфонию Es-dur.

    25 июля. В этот день Моцарт закончил вторую из своих последних трех симфоний, симфонию G-moll. Об этом произведении Роберт Шуман говорил: «В симфонии Моцарта G-moll каждая нота – чистое золото, каждая часть ее – клад”.

    10 августа. В этот день Моцарт закончил свою последнюю симфонию C-dur, названную впоследствии «Юпитер». Ее называют также «Симфонией с заключительной фугой». Оба эти названия не принадлежат Моцарта, они были даны симфонии позже музыковедами и любителями музыки, первое за ее героический характер и вспышки острого эмоционального напряжения, второе из-за финала, представляющего собой блестящее соединение фуги с сонатой»
    Цитируется по: Шулер Д. Если бы Моцарт вел дневник. М.: Век просвещения, 2006.
даты

Июль 2017  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.