Календарь




1896 год. 14 февраля (1 февраля ст.ст.) в Москве были освящены и торжественно открыты только что отстроенные Сандуновские бани.

САНДУНОВСКИЕ БАНИ названы по имени Силы Николаевича Сандунова - актера, служившего при дворе Екатерины II в 1790-е годы. Сандунов был женат на певице Елизавете Урановой – которую императрица очень ценила, и подарила ей на свадьбу дорогие украшения.

Легенда гласит, что на деньги от продажи царских бриллиантов Сандунов и купил землю на берегу речки Неглинной, где вскоре выстроил каменные бани.

Построенные им бани пережили пожар 1812 года и простояли около 80 лет, сменив после первого владельца немало хозяев. В 1869 г. бани приобрел купец Иван Григорьевич Фирсанов, а 1890 г. его дочь, унаследовавшая предприятие, передает его во владение своему мужу А.Н.Ганецкому.

Ганецкий решает сломать существующие бани и построить новые, которые были бы лучшими из всех до этого построенных бань в России.

Для создания проекта новых бань было решено пригласить крайне популярного архитектора Б.В.Фрейденберга, построившего к тому времени знаменитые дома в Петровских линиях (а после Сандунов - Петровский пассаж).



Строительство началось летом 1894 года. С Фрейденбергом в работе по оформлению интерьеров сотрудничал архитектор академии художеств С.М.Калугин.

К началу 1896 г. строительство Сандуновских бань было завершено.

Фасады здания, которое и сегодня украшает Неглинную улицу выполнены в стиле эклектики с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма.



Роскошные интерьеры удивляют калейдоскопом стилей – Арабский дворик, Мавританский зал, Готический зал, ирландская и русская парные, античный бассейн.



В отделке помещений бань использовались материалы, в основном, завезенные из Европы, в частности, норвежский и итальянский мрамор, кафель и половая плитка из Англии, Германии, Швейцарии.

Особо следует отметить создание инженерных систем Сандуновских бань. Задача была настолько сложна, что для решения чисто технических вопросов была организована особая комиссия из выдающихся московских и петербургских техников, которые созывались для консультаций.

Основное внимание при строительстве Сандуновских бань было уделено точному исполнению во всех отделениях действующих в то время правил гигиены. Все в этих банях можно было мыть и стирать - от чехлов до стен. Для получения чистой воды специально для бань был проложен водопровод от Бабьегорской плотины, находившейся в районе современной фабрики "Красный Октябрь", а в банях установлены фильтры "Нептун" американского производства.



Помимо своего водопровода вода бралась также из городского, а для получения особо чистой воды, на территории бань была пробурена артезианская скважина глубиной 700 футов.
Для нагрева воды использовались три котла общей емкостью 150 куб.м., нагреваемые при помощи мазута (использование угля из-за опасности распространения пыли по территории бань было признано нежелательным). Освещение в банях (во избежание копоти) было электрическим и обеспечивалось одной тысячью 16-ти ватных лампочек, которые питались от электростанции, построенной при банях.



Устроенная особым образом вентиляция всех помещений бань обеспечивала двукратный объем воздуха в час. В целях поддержания чистоты на должном уровне по средам и воскресеньям устраивались санитарные дни. В бане было занято до четырёхсот банщиков.

Популярность обновленных Сандуновских бань была невообразимой. Бани стали клубом для различных слоев общества. Самое дорогое отделение посещалось многими известными людьми, среди которых были Федор Шаляпин, великие князья Романовы, Чехов и Гиляровский, который посвятил Сандунам лучшие страницы своей книги «Москва и москвичи».

История в лицах


Лев Зилов (1883 – 1937)

Сандуны. 1910


По каменным скамьям удары шаек звонки,
И весело шумит космато-серый душ,
Над дырами в полу поющие воронки
И пахнет камышом и пеной мыльных луж.
 
Шершаво-горячо упругое мочало,
Медлительно расправившее грудь...
И падают с горбатых сводов зала
Большие капли, плотные как ртуть.
 
Иду под душ, и больно колют иглы
Все холодеющей сжимающей воды,
И спины под водой беспомощны и никлы,
Морозные следы на ширмах из слюды.
 
Потом — бассейн с тяжелой колоннадой,
Ступени, желтая недвижная вода.
Могильный мир чистилища иль ада,
Да стекол потолка как будто глыба льда.
 
Бросаешься, плывешь...
Вот-вот ты схвачен гадом!
И резок плеск воды, завороженный круг
Замкнулся и застыл, и тускло блещет рядом.
Не вздрогнув от моих скользящих рук.

Бежать неловко босиком по плитам,
Но белые воротца распахнул
И — весел шаек звон и по скамьям облитым
Возня ребят и толкотня, и гул.

А там на холод по дорожке белой
К дивану... В простыню закутаться и лечь,
Лечь навзничь, на спину — пусть млеет тело,
И папиросу наскоро зажечь.



Мир в это время


    14 февраля 1896 года в Берлине выходит из печати книга Теодора (Беньямина Зеева) Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса»

    В своей книге основоположник сионизма утверждает, что подлинную свободу и безопасность еврейскому народу может обеспечить не эмиграция из одной страны диаспоры в другую и не ассимиляция, а только создание независимого еврейского государства

    В своей книге Герцль анализирует еврейскую проблему и проблему антисемитизма, рассматривает попытки, предпринимавшиеся в прошлом для разрешения этих проблем, и приводит читателя к выводу, что единственно возможное решение – создание независимого еврейского государства в Палестине или в Аргентине, в зависимости от выбора народа и с согласия великих держав.



    Для реализации этих планов Герцль предлагает сформировать финансовое учреждение, которое занималось бы сбором денежных средств, приобретением земельных участков, строительными работами и переводом финансов из диаспоры в еврейское государство.

    Герцль призывает к созданию комитета под названием «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа.



    «Общество» должно подготовить условия для создания еврейского государства и выбрать его географическое местонахождение.

    «Еврейское общество» должно также по плану Герцля организовать армию и определить, как будет выглядеть еврейский национальный флаг.

    «Я представляю себе белый флаг с семью золотыми звездами. – Пишет он. – Белизна символизирует новую жизнь, ее чистоту, звезды же – это те самые золотые семь часов работы, – ибо именно под знаком труда войдут евреи в свою новую страну».

даты

Февраль 2018  
  •  
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3

  • 4

  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

  • 11

  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17

  • 18

  • 19

  • 20
  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.