Календарь


Убийство Андрея Боголюбского. Из Радзивилловской летописи. XIII век

1174 год. 29 июня заговорщиками был убит князь Андрей Боголюбский

«Великий Князь, женатый - по известию новейших Летописцев - на дочери убиенного Боярина Кучка, осыпал милостями ее братьев. Один из них приличился в каком-то злодействе и заслужил казнь. Другой, именем Иоаким, возненавидел Государя и благотворителя за сие похвальное действие правосудия; внушал друзьям своим, что им будет со временем такая же участь; что надобно умереть или умертвить Князя, ожесточенного старостию; что безопасность есть закон каждого, а мщение должность. Двадцать человек вступили в заговор. Никто из них не был лично оскорблен Князем; многие пользовались его доверенностию: зять Иоакимов, Вельможа Петр (у коего в доме собирались заговорщики), Ключник Анбал Ясин, чиновник Ефрем Моизович. В глубокую полночь [29 июня 1174 г.] они пришли ко дворцу в Боголюбове (ныне селе в 11 верстах от Владимира), ободрили себя вином и крепким медом в Княжеском погребе, зарезали стражей, вломились в сени, в горницы и кликали Андрея. С ним находился один из его Отроков. Услышав голос Великого Князя, злодеи отбили дверь ложницы или спальни. Андрей напрасно искал меча своего, тайно унесенного Ключником Анбалом: сей меч принадлежал некогда Святому Борису. Два человека бросились на Государя: сильным ударом он сшиб первого с ног, и товарищи в темноте умертвили его вместо Князя. Андрей долго боролся; уязвляемый мечами и саблями, говорил извергам: "За что проливаете кровь мою? Рука Всевышнего казнит убийц и неблагодарных!"... Наконец упал на землю. В страхе, в замешательстве они схватили тело своего товарища и спешили удалиться. Андрей в беспамятстве вскочил, бежал за ними, громко стеная. Убийцы возвратились; зажгли свечу и следом крови Андреевой дошли в сенях до столпа лестницы, за коим сидел несчастный Князь. Петр отрубил ему правую руку; другие вонзили мечи в сердце; Андрей успел сказать: "Господи! В руце Твои предаю дух мой!" и скончался.

Умертвив еще первого любимца Княжеского, Прокопия, заговорщики овладели казною государственною, золотом, драгоценными каменьями; вооружили многих Дворян, приятелей, слуг и послали объявить Владимирской дружине или тамошним Боярам о смерти Великого Князя, называя их своими единомышленниками. "Нет, - ответствовали Владимирцы: - мы не были и не будем участниками вашего дела". Но граждане Боголюбские взяли сторону убийц; расхитили дворец, серебро, богатые одежды, ткани. - Тело Андрееве лежало в огороде: Киевлянин, именем Козма, усердный слуга несчастного Государя, стоял над оным и плакал. Видя Ключника Анбала, он требовал ковра, чтобы прикрыть обнаженный труп. Анбал отвечал: "Мы готовим его на снедение псам". Изверг! сказал сей добродушный слуга: Государь взял тебя в рубище, а ныне ты ходишь в бархате, оставляя мертвого благодетеля без покрова. Ключник бросил ему ковер и мантию. Козма отнес тело в церковь, где крилошане долго не хотели отпереть дверей: на третий день отпели его и вложили в каменный гроб. Через шесть дней Владимирский Игумен Феодул привез оное в Владимир и погреб в Златоверхом храме Богоматери.

Неустройство, смятение господствовали в областях Суздальских. Народ, как бы обрадованный убиением Государя, везде грабил домы Посадников и Тиунов, Отроков и Мечников Княжеских; умертвил множество чиновников, предавался всякого рода неистовству, так, что Духовенство, желая восстановить тишину, прибегнуло наконец к священным обрядам: Игумены, Иереи, облаченные в ризы, ходили с образами по улицам, моля Всевышнего, чтобы он укротил мятеж. Владимирцы оплакивали Андрея, но не думали о наказании злодейства, и гнусные убийцы торжествовали».
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. с.194

История в лицах


Лаврентьевская летопись:
Ѡ оубьєньи Андрѣєвѣ ჻— В то же лѣт̑ . оубьєнъ бъıс̑ . великъıи кнѧзь Андрѣи . сн҃ъ великаго кнѧзѧ Геѡргиӕ . внукъ Мономаха Володимера . оубьєньѥ же ѥго послѣди скажем̑ . Се блг҃овѣрнъıи А. и хс̑олюбивъıи [великии] Б кнѧзь Аньдрѣи ѿ младъı верстъı Хс̑а возлюби . и всепречс̑тую ѥго мт҃рь . смъıслъ бо ѡчс̑тивъ . и оумъ ӕко полату красну сию създа въ Володимери . и в Бо҃любѣмь . златом же и каменьєм̑ драгъıмъ . и женчюгомъ оукраси ю . иконами безъцѣньнами . и всѧкъıми оузорочьӕми В оудиви . в неиже чюдотворнаӕ мт҃и Бж҃иӕ . к неиже вси хс̑ьӕне съ страхом̑ пририщюще . и с вѣрою . ицѣленьӕ приимають и ина всѧка ст҃ъıни . и и цр҃кви различнъı постави и манастъıри многъı созда . на весь бо црк҃внъıи чинъ и на црк҃овникъı . ѿверзлъ ѥму Бъ҃ ѡчи срдч҃нѣи . не ѡмрачи бо үма | своѥго пьӕньствомъ . кормитель бѣ черньцем̑ и черницѧмъ . и оубогъıмъ . и всѧкому чину . ӕко възлюбленъıи бѧше ѡц҃ь Г. паче же на млс̑тъıню зѣло ѡхотивъ . ибо брашно своѥ и медъ по үлицам̑ на возѣхъ слаше болнъıм̑ . и по затвором̑ . слъıша бо Гс̑а гл҃ща . аще створисте Д братьѣ моєи меншеи . то мнѣ Е створисте Д. и пакъı Дв҃дъ гл҃еть . блаженъ мужь милуӕ и даӕ весь дн҃ь . ѡ Гс̑дѣ ходѧи не поткнетсѧ . мужьство Д Ж же и оумь в немъ живѧше . правда же и истинна с ним̑ ходѧста. и иного добродѣӕньӕ много в немь бѧше . вторъıи мудръıи Соломонъ бъıвъ . тѣмь достоино ѿ Ба҃ побѣднъıи вѣнець всприӕлъ ѥси . Андрѣю мужьству Ж тезоимените . братома бо боо҃умнъıма З вслѣдовалъ ѥси кровью ѡмъıвъсѧ страданьӕ ти . аще бо не напасть . то не вѣнець . аще ли не мука . [то] И ни дарове . всѧкъıи бо держасѧ добродѣтели не може безъ многъıхъ врагъ бъıти І. и вражденоє оубииство слъıшавъ напереди до сего. дх҃мь бжс̑твенъıмъ разгорѣвъсѧ . и ни во чтоже вмѣни . тѣмь в памѧт̑ оубьєньӕ твоѥго оудивишасѧ нбс̑нии анг҃ли . видѧще кровь твою прольємую за Хс̑а ръıдаѥть же множьство правовѣрнъıх̑ . зрѧще ѡц҃ѧ сиръıмъ и коръмителѧ . ѡмраченъıмъ звѣзду свѣтоносну помрачаѥму. ѡканьнии же твои оубиицѣ . ѡгнемь крс̑тѧтсѧ конечнъıм̑ . иже ижигаѥть всѧкого грѣха купину. рекше дѣӕньє . тъı же стртпче молисѧ . къ всемогущему Бу҃ . дати миръ мирови Оубьѥн же бъıс̑ . мс̑цѧ . июнѧ . въ . к҃ѳ . дн҃ь на памѧт̑ . ст҃ою апс̑лу . Петра . и Павла . в суб̑ту на ночь . Началникъ же оубиицѧмъ Петръ Кучковъ зѧть. Аньбалъ Ӕсинъ ключник̑ . Ӕкъıмъ Кучковичь. а всѣхъ невѣрнъıх̑ оубииць . числомъ . к҃ . Иже сѧ бъıли снѧли . на ѡканьнъıи свѣтъ. того дн҃и . оу Петра оу Кучкова зѧтѧ . постигши бо ночи суботь|нѣи . вземше ѡружьє ӕко звѣрьє дивии . придоша идеже бѣ блж҃нъıи кнѧзь . лежа в ложници. и силою ѿломиша двери оу сѣнии . блж҃нъıи же вскочи . и хотѣ взѧти мечь . и не бѣ ту меча . бѣ бо въıнѧлъ Аньбалъ того дн҃и ключник̑ ѥго . то бо мечь бѧше стаг̑ Бориса . ѡканьнии же всовашасѧ в ложницю вси . [и] А сѣкше ѥго саблѧми и мечи . идоша прочь . ѡн же во торопѣ вскочь по них̑ . начатъ ригати . и гл҃ти в болѣзни срд̑цѧ . ѡни же глас̑ оуслъıшавше воротишасѧ на нь ѡпѧт̑ . ѡн же подъбѣже подъ сѣни налѣзъше ѥго ту и скончаша и . Петръ же 4 ѥму ѿтѧ руку десную . оубьѥн же бъıс̑ в суб̑ту на ночь . и ѡ свѣте заоутра мертвъ в нед̑лю . на памѧть . вı҃ . апс̑лу . Налѣзоша и подъ сѣньми лежаща . вземше и на коврѣ клирошане Бо҃любьскъıи . внесоша и в божницю . пѣвше надъ нимь вложиша и в гробъ каменъ . горожане же Бо҃любьскъıи . и дворане Б разграбиша . домъ кнѧжь . и дѣлатели иже бѧху пришли к дѣлу . злато и сребро портъı и паволокъı . и имѣньє ѥмуже не бѣ числа . и много зла створисѧ в волости ѥго . посадникъ ѥго и тиоуновъ ѥго . домъı пограбиша . а самѣхъ избиша . дѣтьцкъıѣ и мечникъı избиша . а домъı ихъ пограбиша . не вѣдуче гл҃емаго . идѣже законъ В ту и ѡбидъ много . и пакъı Павелъ апс̑лъ гл҃еть . всѧка дша властелемъ повинуєтсѧ . власти бо ѿ Ба҃ оучинени сут̑ . єстьствомъ бо земнъıм̑ . подобенъ єсть всѧкому члв̑ку цс̑рь . властью же сана ӕко Бъ҃ . вѣща бо великъıи Златоүстець тѣмже противѧтсѧ волости . противѧтсѧ закону Бж҃ью . кнѧзь бо не туне мечь носить . Бж҃ии бо слуга єсть . но мъı на преднѧӕ возвратим̑сѧ .
Цитируется по: Московское "столпотворение" конца XVII века // Архив русской истории, Вып. 2. 1992


Мир в это время


    В 1174 году император Фридрих Барбаросса осадил Александрию

    Фридрих Барбаросса. К.Зидентопф. 1847 год
    «Положение дел в Италии было запутанным. Раскол все еще продолжался, и германские епископы были лишены важной опоры, которую находили в единой папской власти; и для них было чрезвычайно важно, чтобы раскол прекратился, они даже готовы были признать Александра, лишь бы он в свою очередь признал епископов, назначенных его противником. По этому поводу начались переговоры, но они не достигли цели, и папа Александр был вовлечен в союз с ломбардскими городами, между тем как германские епископы были вынуждены держаться императора. Кончина Пасхалия III, императорского папы, привела к выбору нового папы, Каликста III, а ломбардские союзные города (союз включал в себя уже 36 городов), как бы в насмешку над императором, дали той крепости на правом берегу По, которую они выстроили в это время, в честь своего папы название Алессандрии. Эта крепость и была ближайшей целью императорских войск, когда в 1174 г. Фридрих двинулся в свой пятый поход в Италию. Хотя он запасся всякими осадными орудиями того времени, однако не мог взять Алессандрию. Союзные города со своей стороны тоже собрали значительное войско, однако до генерального сражения дело не дошло. Были начаты переговоры, к участию в которых Фридрих привлек и папу Александра. Тот прислал своих трех кардиналов; император, со своей стороны, был готов на уступки, но требовал непременно срытия Алессандрии. На этом условии мир не состоялся, хоть и был уже почти заключен. А между тем затягивание войны при своеобразности немецкой военной организации для ломбардцев было менее обременительно, чем для императора. Подкрепления подходили из Германии очень туго, и как раз в это время от него отпал могущественнейший из немецких князей, Генрих Лев, герцог Саксонский и Баварский, а подкрепления, которые привел к императору в 1176 г. архиепископ Филипп Кёльнский, были недостаточны для продолжения войны».
    Цитируется по: Всемирная история: В 4 томах / Оскар Егер; Изд. подгот. творческой изд. группой "Ист. лит.". С.-Петербург: Специальная литература,1997-1999.
даты

Сентябрь 2011
  •  
  •  
  •  
  • 1
  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7
  • 8
  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14
  • 15
  • 16

  • 17

  • 18
  • 19

  • 20

  • 21
  • 22
  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28
  • 29
  • 30

  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.