Календарь


Ревель в XVII веке. Гравюра Адама Олеария

1577 год. 27 января началась осада Ревеля русскими войсками

«Ревель. (Ливонская война, 1558—1583). Осада Ревеля 27 января — 13 марта 1577 г. русским войском под командованием воевод Ф.И. Мстиславского и И.В. Шереметева (50 тыс. чел.). Город защищал гарнизон под командованием шведского генерала К. Горна. В течение шести недель русские обстреливали Ревель, надеясь зажечь его калеными ядрами. Однако горожане принимали успешные меры против пожаров, создав специальную команду, следящую за полетом и падением снарядов. Со своей стороны ревельская артиллерия (она превосходила русскую по числу пушек в пять раз) вела прицельный огонь по осаждающим, нанося им жестокий урон. От пушечного ядра погиб и один из предводителей русского войска — воевода Шереметев, обещавший Ивану Грозному взять Ревель или умереть. Русские три раза атаковали город, но каждый раз безуспешно. В ответ осажденные делали смелые и успешные вылазки. Активная оборона ревельцев, а также холод и болезни привели к значительным потерям в русском войске. 13 марта оно сняло осаду. Уходя, русские сожгли свой лагерь и передали осажденным, что прощаются не навсегда, пообещав рано или поздно вернуться. После снятия осады ревельский гарнизон и местные жители совершили набег на российские гарнизоны в Эстонии, который, впрочем, вскоре был остановлен подходом войска под командованием царя Ивана Грозного. Но оно двинулось уже не к Ревелю, а в польские владения в Ливонии. Ревель же был взят русскими лишь спустя 133 года, при Петре 1, во время Северной воины (1700—1721)».
Цитируется по: Шефов Н. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М.:

История в лицах


Рейнгольд Гейденштейн, «Записки о Московской войне»:
Из орудий особенно замечательны были следующия: одно под названием волк, другое ястреб, два под названием девушки, столько же с именем и изображением соколов, сверх того несколько отнятых у Шведов с их же знаками. Когда из поставленных при этих орудиях пушкарей большая часть была перебита, а другие разбежались, то остальные, видя, что наши овладели лагерем, потеряв надежду на спасение орудий, и вместе с этим любовь к жизни, добровольно повесились на веревках, которые, как мы выше сказали, спускались сверху жерл. Эта победа была замечательна: много неприятелей было убито, не мало взято в плен, причем с нашей стороны был незначительный урон. Потеряв названные пушки, Московский царь тотчас приказал вылить другие с теми же названиями и знаками и при том еще в большем против прежнего количестве; для поддержания должного представления о своем могуществе, он считал нужным показать, что судьба не может взять у него ничего такого, чего бы он при своих средствах не мог в короткое время выполнить еще с знатным прибавлением. Около того же времени жители Ревеля, умоляя короля о помощи и милосердии, просили помочь им некоторым количеством хлеба, так как вследствие продолжительной войны, они приведены неприятием в ужаснейшую крайность; отрезанные почти от всяких сношений и загнанные в город, они уже долгое время лишены были возможности заниматься земледелием. Король подарил 100 мер хлеба.
Цитируется по: Рейнгольд Гейденштейн. Записки о московской войне. СПб. 1889


Мир в это время


    В 1577 году в Монголии хан Шолой Убаши-хунтайджи провозглашает себя сторонником ламаизма

    Совещание в шатре Алтан-хана. Китайский рисунок. XVI век
    «В 1577 г. Алтан-хан объявил себя сторонником ламаизма и приступил к строительству монастырей, приглашая своих аратов идти в ламы и обещая за это освободить их от поборов и повинностей. Почти одновременно с Алтан-ханом объявил себя ламаистом один из наиболее влиятельных феодалов Северной Монголии Абатай, который вскоре сам поехал в Тибет, где получил от далай-ламы благословение и титул Тутету-хана. Широкое содействие со стороны феодалов обеспечило быстрый рост числа монастырей и лам. Араты, задыхавшиеся под бременем непосильных повинностей, шли в ламы, привлекаемые перспективой освобождения от феодальных поборов и надеждой заслужить лучшую долю в последующих «перерождениях».

    С течением времени возникла потребность в объединении новосозданной в Монголии церкви. Ее руководитель был найден в семье внука Абатай-хана — могущественнейшего феодала Тушету-хана Гомбо. Одного из его сыновей далай-лама в 1655 г. объявил перевоплощением (хубилганом) известного буддийского «святого» Джебдзун-Даранаты и главой ламаистской церкви всей Монголии. Так зародилась единая ламаистская церковь в Монголии».
    Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958
даты

Март 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"